Понятие «эллинизм. Эпоха эллинизма Периодизация эллинистической эпохи
) . Термин первоначально обозначал правильное употребление греческого языка, особенно не греками, но после опубликования работы Иоганна Густава Дройзена «История эллинизма» ( - гг.) понятие вошло в историческую науку .
Начало эллинистической эпохи характеризуется переходом от полисной политической организации к наследственным эллинистическим монархиям , смещением центров культурной и экономической активности из Греции в Африку и Египет .
Энциклопедичный YouTube
-
1 / 5
Эллинистическая эпоха охватывает три столетия. Однако, как отмечают, в вопросе периодизации нет единого мнения. Так, с подачи некоторых, отчёт её начала можно вести с 334 г., то есть с года начала похода Александра Македонского.
Предлагается вычленение трёх периодов:Также иногда используется термин предэллинизм .
Эллинистические государства
Завоевания Александра Македонского распространили греческую культуру на Восток, но не привели к образованию мировой империи. На территории завоеванной Персидской империи образуются эллинистические государства во главе с диадохами и их потомками:
- Государство Селевкидов центром сначала в Вавилоне, а потом в Антиохии.
- Греко-Бактрийское царство отделилось от государства Селевкидов в III в. до н. э., центр которого находился на территории современного Афганистана .
- Индо-греческое царство отделилось от Греко-Бактрийского царства во II в. до н. э., центр которого располагался на территории современного Пакистана .
- Понтийское царство образовалось на территории современной северной Турции.
- Пергамское царство также существовало на территории современной западной Турции.
- Коммагенское царство отделилось от государства Селевкидов и располагалось на территории современной восточной Турции.
- Эллинистический Египет образовался на территории Египта, во главе которого стали Птолемеи .
- Ахейский союз существовал на территории современной Греции.
- Боспорское царство существовало на территории восточного Крыма и восточного побережья Азовского моря, одно время входило в состав Понтийского царства .
Новые государства организуются по особому принципу, получившему название эллинистической монархии, основанной на синтезе местных деспотических и греческих полисных политических традиций. Полис , как самостоятельная гражданская община, сохраняет свою независимость как социальный и политический даже в рамках эллинистической монархии. Такие города, как Александрия пользуются автономией, а их граждане - особыми правами и привилегиями. Во главе эллинистического государства обычно стоит царь , обладающий всей полнотой государственной власти. Его главной опорой был бюрократический аппарат , осуществлявший функции управления всей территорией государства, за исключением городов, обладавших статусом полисов , которые владели определенной автономией.
По сравнению с предыдущими периодами ситуация в греческом мире серьёзно изменилась: вместо множества враждующих друг с другом полисов греческий мир теперь состоял из нескольких относительно стабильных крупных держав. Эти государства представляли собой общее культурное и экономическое пространство, что немаловажно для понимания культурного и политического аспекта той эпохи. Греческий мир был очень тесно взаимосвязанной системой, что подтверждается как минимум наличием единой финансовой системы, а также масштабностью миграционных потоков в пределах эллинистического мира (эпоха эллинизма была временем сравнительно большой мобильности греческого населения, в частности, континентальная Греция , в конце IV века до н. э. страдавшая от перенаселённости, уже к концу III века до н. э. стала ощущать нехватку населения).
Культура эллинистического общества
Эллинистическое общество поразительно отличается от общества классической Греции по целому ряду факторов. Фактический уход полисной системы на второй план, развитие и распространение политических и экономических вертикальных (а не горизонтальных) связей, коллапс изживших себя социальных институтов, общее изменение культурного фона вызвало серьёзные изменения в греческой общественной структуре. Она представляла собой смесь из греческих и восточных элементов. Наиболее ярко синкретизм проявился в религии и официальной практике обожествления монархов .
Отмечают отход в III-II веках до н. э. от возвышенно-прекрасных образов греческой классики в сторону индивидуального и лирического. В эпоху эллинизма имела место множественность художественных направлений, одни из которых оказывались связанными с утверждением внутреннего покоя, другие - с «суровой любовью к року» .
Эллинизация Востока
На протяжении III -I веков до н. э. на всем пространстве восточного Средиземноморья шел процесс эллинизации, то есть перенятия местным населением греческого языка, культуры, обычаев и традиций. Механизм и причины подобного процесса заключались по большей части в особенностях политической и социальной структуры эллинистических государств. Элиту эллинистического общества составляли преимущественно представители греко-македонской аристократии. Они принесли на Восток греческие обычаи и активно насаждали их вокруг себя. Старая местная знать, желая быть ближе к правителю, подчеркнуть свой аристократический статус, стремилась подражать этой элите, простой же народ подражал местной знати. В результате эллинизация явилась плодом подражания пришлым со стороны коренных жителей страны. Этот процесс затронул, как правило, города, в то время как сельское население (которое составляло большинство) не спешило расставаться со своими догреческими привычками. Кроме того, эллинизация затронула в основном высшие слои восточного общества, которое по вышеуказанным причинам имело желание войти в греческую среду.
На завоёванных им территориях, и взаимопроникновение греческой и восточных - в первую очередь персидской - культур, а также возникновением классического рабства .
Начало эллинистической эпохи характеризуется переходом от полисной политической организации к наследственным эллинистическим монархиям , смещением центров культурной и экономической активности из Греции в Малую Азию и Египет .
Формирование и политическая структура эллинистических государств
Внезапная смерть Александра Македонского в 323 году до н. э ., послужила сигналом к началу краха его империи, обнаружившей всю свою эфемерность. Военачальники Александра, получившие название диадохов , начали серию кровавых войн и распрей за трон единого государства, продолжавшуюся 22 года. Ни один из диадохов так и не смог одержать решительной победы над всеми остальными и в 301 году до н. э. , после битвы при Ипсе , они разделили империю на несколько самостоятельных частей.
Новые государства организуются по особому принципу, получившему название эллинистической монархии, основанной на синтезе местных деспотических и греческих полисных политических традиций. Полис , как самостоятельная гражданская община, сохраняет свою независимость как социальный и политический даже в рамках эллинистической монархии. Такие города, как Александрия пользуются автономией, а их граждане - особыми правами и привилегиями. Во главе эллинистического государства обычно стоит царь , обладающий всей полнотой государственной власти. Его главной опорой был бюрократический аппарат , осуществлявший функции управления всей территорией государства, за исключением городов, обладавших статусом полисов , которые владели определенной автономией.
По сравнению с предыдущими периодами ситуация в греческом мире серьёзно изменилась: вместо множества враждующих друг с другом полисов греческий мир теперь состоял из нескольких относительно стабильных крупных держав. Эти государства представляли собой общее культурное и экономическое пространство, что немаловажно для понимания культурного и политического аспекта той эпохи. Греческий мир был очень тесно взаимосвязанной системой, что подтверждается как минимум наличием единой финансовой системы а также масштабностью миграционных потоков в пределах эллинистического мира (эпоха эллинизма была временем сравнительно большой мобильности греческого населения. В частности, континентальная Греция , в конце IV века до н. э. страдавшая от перенаселенности, уже к концу III века до н. э. стала ощущать нехватку населения).
Культура эллинистического общества
Эллинистическое общество поразительно отличается от общества классической Греции по целому ряду факторов. Фактический уход полисной системы на второй план, развитие и распространение политических и экономических вертикальных (а не горизонтальных) связей, коллапс отживших себя , общее изменение культурного фона вызвало серьёзные изменения в греческой социальной структуре. Она представляла собой смесь из греческих и восточных элементов. Наиболее ярко синкретизм проявился в религии и официальной практике обожествления монархов .
Эллинизация Востока
На протяжении III -I веков до н. э. на всем пространстве восточного Средиземноморья шел процесс эллинизации, то есть перенятия местным населением греческого языка, культуры, обычаев и традиций. Механизм и причины подобного процесса заключались по большей части в особенностях политической и социальной структуры эллинистических государств. Элиту эллинистического общества составляли преимущественно представители греко-македонской аристократии. Они принесли на Восток греческие обычаи и активно насаждали их вокруг себя. Старая местная знать, желая быть ближе к правителю, подчеркнуть свой аристократический статус, стремилась подражать этой элите, простой же народ подражал местной знати. В результате эллинизация явилась плодом подражания пришлым со стороны коренных жителей страны. Этот процесс затронул, как правило, города, сельское население (которое составляло большинство) не спешило расставаться со своими догреческими привычками. Кроме того, эллинизация затронула в основном высшие слои восточного общества, которое по вышеуказанным причинам имело желание войти в греческую среду.
Архитектура эллинизма. Градостроительство
Мощным инструментом эллинизации Востока выступало градостроительство , которым активно занимались эллинистические правители. Масштабы градостроительства были огромны: город был мощным культурным инструментом, а также утверждал государственное влияние на тех огромных территориях, которые нуждались в освоении. В частности, в империи Селевкидов при Селевке I было основано по меньшей мере 75 новых городов в разных концах страны. Большая часть городов строилась не хаотично, а по заранее подготовленному плану - с прямыми широкими улицами, большими площадями, садами, галереями и храмами.
Одной из базовых особенностей непосредственно архитектуры было изменение классическим греческим канонам. Здания и памятники стали теперь выполнять не столько свою первоначальную функцию, сколько становились символами богатства, господства и могущества эллинистических правителей и аристократов. Повсеместное строительство дало огромный стимул к развитию новых типов архитектуры. Стали гораздо шире применяться барельефы.
Примечания
Литература
- Зельин К. К. Некоторые основные проблемы истории эллинизма // Советская археология. 1955. Вып. 22;
- Кац А. Л. Дискуссия о проблемах эллинизма // Советская археология. 1955. Вып. 22;
- Кошеленко Г. А. Эллинистическая эпоха в современной науке (некоторые проблемы) // Античность и античные традиции в культуре и искусстве народов советского Востока. М., 1978;
- Левек П. Эллинистический мир. Пер. с фр. М., 1989;
- Б. С. Ляпустин, И. Е. Суриков Древняя Греция: учеб. пособие для вузов /., Москва, Дрофа, 2007:
- Павловская А. И. Эллинизм // Советская историческая энциклопедия. М., 1976. Т. 16. С. 458-476;
- Ранович А. Б. Эллинизм и его историческая роль. М.; Л., 1950;
- Ростовцев М. И. Птолемеевский Египет // Парфянский выстрел. М., 2003. С. 322-354. (Русский вариант главы для « »);
- Ростовцев М. И. Сирия и Восток // Парфянский выстрел. М., 2003. С. 360-387. (Русский вариант главы для «Кембриджской истории древнего мира »);
- Свенцицкая И. С. Социально-экономические особенности эллинистических государств. М., 1963;
- Тарн В. Эллинистическая цивилизация. Пер. с англ. М., 1949;
- Бенгтсон Г. Правители эпохи эллинизма. Пер. с нем. М., 1982;
- Штаерман Е. М. Эллинизм в Риме // ВДИ . 1994. № 3;
- Эллинизм: экономика, политика, культура. М., 1990.
- Баумгартен Ф., Поланд Ф., Вагнер Р. 1914: Эллинистическо-римская культура. СПб.
Ссылки
См. также
История Европы Доисторическая Античность Средние века Новое время Современная См. также Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :Смотреть что такое "Эллинизм" в других словарях:
1) особенность греческого языка. 2) влияние древнегреческого образования на Востоке. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭЛЛИНИЗМ особенности в языке, литературе и нравах древних греков. На Востоке… … Словарь иностранных слов русского языка
эллинизм - Эллинизм. Руины дворца в Пелле. IV в. до н. э. Эллинизм. Руины дворца в Пелле. IV в. до н. э. эллинизм период в истории стран Восточного Средиземноморья между 323 и 30 гг. до н.э. (). Борьба за власть между полководцами Александра Македонского… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»
эллинизм - а, м. hellénisme m. 1. Эпоха расцвета смешанной греко восточной культуры, наступившая после завоеваний Александра Македонского на Востоке. Поздний эллинизм. БАС 1. измененные и смягченные эллинизмом, эти дикие обряды в европейской Греции породили … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Первоначально Эллинизм обозначал правильное употребление греческого языка, особенно не греками, затем распространение греческой культуры. После опубликования работы И. Г. Дройзена "История эллинизма; (1836 1843) понятие Эллинизм, вошло в… … Энциклопедия мифологии
Эллинизм - Эллинизм. Так называемая тарелка Фарнезе. Аллегория Нила. Сардоникс. Национальный музей. Неаполь. ЭЛЛИНИЗМ, период между 323 и 30 до н.э. в истории стран Восточного Средиземноморья. Борьба за власть между преемниками Александра Македонского… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Эллинизм – это целая эпоха в истории древности. Многие характеризуют ее, как особый этап в развитии древнегреческой культуры. Существовал эллинизм на протяжении трех столетий и охватывал почти весь цивилизованный мир.
Исторический очерк
Что же означает такой сложный с первого взгляда термин? Эллинизм – это определенный период времени в истории Средиземноморья, который длился с момента кончины Александра Македонского до завоевания этих стран Римом. (4 век до нашей эры – 30 годы нашей эры.)
Также, означает повсеместное распространение греческого языка и культуры в целом в другие части восточного Средиземноморья. Эллинистическое общество разительно отличалось от общества классической Греции.
Подтверждением этому служит ряд причин:
- Переход от полисной системы власти к монархии.
- Усовершенствование индивидуализма.
- Расширение вертикальных политических, а также экономических связей.
- Отход от возвышенных и прекрасных образов классической Греции в пользу уникального, лиричного и поэтического.
Эпоха эллинизма — это некое соединение восточных и древнегреческих элементов, повлекшее за собой объединение не только политического строя, но и некоторых элементов культуры и религии.
Искусство эпохи эллинизма
Искусство эллинистической эпохи было непосредственно связано с развитием науки и техники. В это время стремительно развивалось градостроительство. Религия и культура того времени также сильно повлияла на искусство и архитектуру стран Средиземноморья.
В этот период непревзойденное внимание уделялось парковой архитектуре. Особым великолепием и грацией славились парки Александрии. В зодчестве этой эпохи размеры сооружений стали значительно увеличиваться. В моду вошло богатое и роскошное внутреннее убранство. Причиной этому послужил интерес к частной жизни рабовладельцев.
Как и в классической эпохе скульптура сохраняла лидирующую позицию среди других видов искусства. После смены былой системы, власть обрела деспотический характер монархии. Постоянные войны и восстания разрушили тесную связь человека с коллективом.
Впоследствии этого возникло специфичное мировоззрение, которое в свою очередь привнесло в художественные образы детали диссонанса и трагического надлома как личности, так и общества.
Еще одним отличием от классической эпохи является наделение богов чертами гипертрофированной величественности и грандиозности. Образ обычного человека сильно подавляется.
Греческое общество создало неповторимый идеал, который и восхваляло в своих художественных творениях. Им являлся образ храброго, сильного и доблестного героя, наделенного невероятной красотой. Героя, который спасет общество от любых бед.
Особую популярность имеют статуи Зевса, Колоса Родосского и Афродиты. Храм Зевса Олимпийского стал самым крупным сооружением эллинистической эпохи. Второе по важности место в архитектуре занимал портрет.
В Средиземноморской классике не было столь развитого портрета. Если в «классике» скульптор старался выразить черты общности, народа, то в эллинизме, напротив, выделялись характерные черты личности, его индивидуальные особенности и переживания.
Подводя итоги стоит отметить огромный вклад эллинизма в эпоху не только того времени, но и современности. Эллинизм явился неотъемлемой частью в развитии реализма, а его произведения искусства были и остаются бесценным кладом для истории всего человечества.
Эллинизм
ЭЛЛИНИ́ЗМ -а; м.
1. Эпоха расцвета греко-восточной культуры, наступившая после завоеваний Александра Македонского на Востоке (с конца 4 до конца 1 в. до н.э.).
2. Слово или оборот речи, заимствованные из древнегреческого языка.
◁ Эллинисти́ческий, -ая, -ое (1 зн.). Э-ая культура.
эллини́змпериод в истории стран Восточного Средиземноморья между 323 и 30 до н. э. (подчинение Египта Риму). Борьба за власть между диадохами привела к образованию на месте державы Александра Македонского нескольких государств: Селевкидов, Птолемеев, Пергама, Понтийского царства и др., политический строй которых сочетал элементы древневосточных монархий с особенностями греческого полиса; в течение II-I вв. эти эллинистические государства постепенно попали под власть Рима. Культура эллинизма представляла синтез греческой и местных восточных культур.
ЭЛЛИНИЗМЭЛЛИНИ́ЗМ, период в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (см. АЛЕКСАНДР Македонский) (334-323 гг. до н. э.) до завоевания этих стран Римом (см. РИМ) , завершившегося в 30 г. до н. э. подчинением Египта (см. ЕГИПЕТ) .
Термин «эллинизм» введен в историографию в 30-х гг. 19 в. немецким историком И. Г. Дройзеном (см. ДРОЙЗЕН Иоганн Густав) . Эллинизм воспринимается различными направлениями в истории по-разному. Зачастую эллинизм рассматривается не только как период существования эллинистических государств, образовавшихся в результате распада державы Александра Македонского (см. АЛЕКСАНДР Македонский) , но и как период культурного взаимовлияния греческой и местных, преимущественно восточных, культур, при этом хронологические рамки эллинизма могут быть расширены до падения Рима, а географические границы могут включать также Северную Африку, Италию, Испанию и другие завоеванные Римом государства. Культурное взаимодействие привело к образованию единой, несмотря на хорошо отличимые локальные отличия, эллинистической культуры, в которой общими для всех являлись греческий язык, греческие мифологические сюжеты и греческие эстетические ценности.
В 323 г. до н. э. умирает завоевавший большую часть известной грекам ойкумены Александр Македонский, к тому времени его держава охватывала Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Египет, Переднюю Азию, южные районы Средней Азии, часть Центральной Азии, вплоть до нижнего течения Инда. Важнейшей политической силой державы Александра была армия, которая и определила форму государственного устройства после его смерти. Фактически власть оказалась в руках небольшой группы знатных македонян, занимавших при Александре высшие воинские и придворные должности: Пердикка (см. ПЕРДИККА) стал регентом при слабоумном Арридее (тронное имя Филипп III, сын Филиппа II) и Александре IV (сыне Роксаны, родившемся после смерти Александра Македонского); Антипатр (см. АНТИПАТР) и Кратер стали править в Греции и Македонии; Фракия была передана Лисимаху (см. ЛИСИМАХ) . В Малой Азии самое влиятельное положение занимал Антигон - сатрап Фригии, Ликии и Памфилии. Египет был передан в управление Птолемею Лагу (см. ПТОЛЕМЕИ) (Птолемей I Сотер). Важнейшие командные посты были заняты Селевком и Кассандром (сын Антипатра). Пердикка, будучи регентом, претендовал на полноценность, его выступления против Антигона и Птолемея Лага положили начало длительному периоду борьбы диадохов. Поход Пердикки в Египет 321 г. до н. э. оказался малоуспешным и вызвал недовольство армии, в результате он был убит своими командирами. В это же время Кратер погиб в столкновении с сатрапом Пафлагонии и Каппадокии Евменом.
В 321 г. до н. э. в Трипарадейсе (Сирия) между диадохами произошло новое перераспределение должностей и сатрапий. Регентом царской семьи стал Антипатр, к которому вскоре она и была перевезена. Антигон получил полномочия стратега-автократора Азии, в его ведение перешли царские войска, находившиеся там. Селевк получил сатрапию Вавилонию; война с Евменом была поручена Антигону. В течение двух лет Антигон почти полностью вытеснил Евмена из Малой Азии.
В 319 г. до н. э. умер Антипатр, передав свои полномочия Полиперхонту - одному из старых и преданных македонской династии полководцев. Против него выступил Кассандр и поддержавший его Антигон. В новом этапе войны важнейшим театром военных действий стали Греция и Македония, где в борьбу между Полиперхонтом и Кассандром были втянуты и царский дом, и македонская знать, и греческие полисы. В результате царская династия окончательно утратила свое значение. Арридей (Филипп III), его жена Эвридика и мать Александра Македонского Олимпиада погибли, Роксану с сыном удалось захватить Кассандру, который к тому времени подчинил Македонию и большую часть материковой Греции. После этого военные действия между Евменом и Антигоном проходили преимущественно в Перейде и Сузиане. В начале 316 г. до н. э. Евмен был разбит Антигоном, который, таким образом, становится самым могущественным из диадохов.
Обеспокоенные усилением Антигона, Птолемей, Селевк и Кассандр заключили союз против Антигона, затем к ним примкнул и Лисимах. Основные сражения проходили на море и на суше преимущественно в Сирии, Финикии, Вавилонии, Малой Азии и, главным образом, в Греции. На этот раз война шла с переменным успехом и завершилась в 311 г. до н. э. заключением мира, по которому диадохи выступали как самостоятельные, независимые правители возникших таким образом эллинистических государств.
В 307 г. до н. э. начался новый этап борьбы диадохов, к началу этого этапа по распоряжению Кассандра были убиты Роксана и ее сын Александр IV, таким образом исчезла последняя формальная возможность для объединения бывшей державы Александра Македонского. Военные действия в Греции с целью завладеть Македонией и македонским престолом начал Антигон; его сыну Деметрию удалось изгнать македонские гарнизоны из Мегары и Афин и сместить ставленника Кассандра. В 306 г. до н. э. в морском сражении близ Кипра Деметрием был разбит флот Птолемея. После этой победы Антигон (Антигон I) присвоил себе и Деметрию (Деметрий I Полиоркет (см. ДЕМЕТРИЙ I Полиоркет) ) царские титулы. Другие диадохи, Птолемей и Селевк, также провозгласили себя царями.
В решающем сражении при Ипсе в 301 г. до н. э. Лисимах, Селевк I и Кассандр нанесли полное поражение войску Антигона I, который погиб в этом бою. Владения Антигона I были поделены главным образом между Селевком I и Лисимахом. К этому времени определились основные границы эллинистических государств: Птолемеев, Селевкидов, Вифинии и Понтийского царства.
Дальнейшая борьба диадохов развертывалась в основном на территории Греции и Македонии. После смерти Кассандра в 298 разгорелась борьба за македонский престол между Деметрием I, Пирром (см. ПИРР (царь)) - царем Эпира, сыновьями Кассандра и Лисимахом. Царем Македонии с 283 был сын Деметрия - Антигон II Гонат, положивший начало новой династии, объединявшей под своей властью Фракию и Македонию.
Расцветом эллинизма считается 3 - нач. 2 вв. до н. э. Военные столкновения на протяжении 3 в. до н. э. не прекращались, но носили более локальный характер. Наследники Птолемея I и Селевка I продолжали соперничать в Сирии, Финикии и Малой Азии (так называемые Сирийские войны). Птолемеи, владевшие самым сильным флотом, оспаривали господство Македонии в Эгейском море и Греции. Попытки Македонии расширить свои владения в Греции наталкивались на упорное сопротивление греческих полисов. Независимым от Селевкидов в 283 г. до н. э. стал Пергам, а в 260 г. до н. э. - Каппадокия. Около сер. 3 в. до н. э. северо-восточные сатрапии державы Селевкидов образовали независимые Парфянское царство и Греко-Бактрийское царства.
Наиболее характерной чертой экономического развития эллинистического общества был рост товарного производства и торговли. Возникли новые крупные торговые и ремесленные центры - Александрия (см. АЛЕКСАНДРИЯ (Египет)) в Египте, Антиохия на Оронте (см. АНТИОХИЯ) , Селевкия на Тигре; ремесленное производство которых в значительной мере было ориентировано на внешний рынок. В приморских районах Малой Азии и Сирии создавались новые полисы, которые были и стратегическими пунктами, и административными, и экономическими центрами. В эпоху эллинизма процветали греческие колонии как в Северном Причерноморье (см. СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ) , так и в Испании и Италии. Установились регулярные морские связи между Египтом, Сирией, Малой Азией, Грецией и Македонией; были налажены торговые пути по Красному морю, Персидскому заливу и дальше в Индию. Установились торговые связи Египта с Причерноморьем, Карфагеном и Римом. Расширились денежные обращение и денежные операции, чему способствовала перечеканка в монету драгоценных металлов, хранившихся в сокровищницах персидских царей и храмов. Возникшие на Востоке полисы объединяли ремесленников, торговцев и людей других профессий, каждый из которых мог иметь своих богов, принадлежать к любой национальности и к различным социальным группам.
Общим для всех эллинистических стран и полисов являлся разговорный диалект греческого языка («койне (см. КОЙНЕ) »). По сохранившимся в Египте папирусам можно судить, значительная часть городского населения могла читать и писать по-гречески, были найдены как сочинения классиков и современников, так и личная переписка и деловые записи. Единого культурного центра, как такового, в период эллинизма не было. Наиболее развитым эллинистическим центром являлась основанная Александром Македонским в дельте Нила Александрия, ставшая столицей египетской державы Птолемеев, которые приложили немало усилий для ее процветания. Была создана знаменитая Александрийская библиотека (см. АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА) , в которой были собраны множество как художественных, так и научных и исторических книг, для работы в которой были созваны виднейшие поэты и ученые того времени. Кроме того, крупнейшими центрами эллинистической культуры были Пергам (см. ПЕРГАМ (древний город)) , Афины (см. АФИНЫ Древние) , Селевкия, острова Эгейского моря и сицилийские колонии. Широкое распространение в эллинистическом мире получил греческое (и, главным, афинское) театральное искусство, практически в каждом городе существовал амфитеатр, где регулярно ставили трагедии и комедии.
Сложившиеся эллинистические монархии сочетали в себе элементы восточной деспотии (монархическая форма власти, постоянная армия и централизованный административный аппарат) с элементами полисного устройства. Характерные для полисов земельные отношения - частная собственность граждан и собственность города - осложнялись тем, что к городам приписывались сельские территории с местными деревнями. Население этих территорий не становилось гражданами города, но продолжало владеть своими участками, уплачивая подати городу или частным лицам, которые получили эти земли от царя, а потом приписали их к городу. Цари, которым формально принадлежала вся земля вне города, предоставляли небольшие участки земли (клеры) воинам, которые назывались клерухами или катэками. На этих землях могли находиться также местные деревни, жители которых продолжали владеть своими наследственными наделами, уплачивая подати или налоги. Сложность земельных отношений обусловила многослойность социальной структуры эллинистических государств.
Иной тип социального развития имел место в Греции и Македонии. Греческие полисы пытались сохранить свои во многом более демократические традиции, и поскольку мелким полисам по отдельности было трудно отстаивать свою независимость, происходил процесс объединения полисов в федерации, наиболее известными были: Этолийский союз (см. ЭТОЛИЙСКИЙ СОЮЗ) (в конце 3 в. до н. э. в него входили почти вся центральная Греция, Элида и Мессения, а также некоторые острова Эгейского моря) и Ахейский союз (см. АХЕЙСКИЙ СОЮЗ) (возник в 284 г. до н. э., к 230 г. до н. э. союз насчитывал около 60 полисов и охватывал значительную часть Пелопоннеса). Олигархическое руководство Ахейского союза, напуганное ростом социального движения в Спарте (реформы Агиса IV и Клеомена III), обратилось за помощью к царю Македонии Антигону III Досону. В битве при Селласии (222/221 г. до н. э.) объединенные силы македонян и ахейцев уничтожили армию Клеомена III, в Спарту был введен македонский гарнизон. Последние годы 3 в. до н. э. были периодом наибольшего политического и экономического усиления Македонии.
Воспользовавшись внутренними осложнениями в Египте, македонский царь Филипп V в союзе с Антиохом III Великим из династии Селевкидов разделили владения Птолемеев за пределами собственно Египта. К Македонии отошли все принадлежавшие Птолемеям полисы на побережье Геллеспонта, в Малой Азии и по побережью Эгейского моря. Антиох III после победы при Панионе в 200 г. до н. э. овладел Финикией и Сирией.
Используя лозунг свободы греческих полисов, Рим, подчинивший к 200 г. до н. э. почти все Западное Средиземноморье, привлек на свою сторону Этолийский (в 199 г. до н. э.) и Ахейский (в 198 г. до н. э.) союзы, которые видели в римлянах силу, способную обеспечить их интересы. Вторая Македонская война (см. МАКЕДОНСКИЕ ВОЙНЫ) (200-197 гг. до н. э.) завершились заключением мира в 197 г. до н. э., по которому Македония лишилась всех владений в Малой Азии, Эгейском море и Греции.
Внутренние осложнения в Египте (волнения войск в 216 г. до н. э., восстание местных династов в 206 г. до н. э. в Фиваиде, придворные смуты) и поражение Македонии в войне с Римом создали благоприятные условия для роста политического могущества царства Селевкидов (см. СЕЛЕВКИДЫ) . Приблизительно в 212-205 гг. до н. э. Антиох III совершил восточный поход, повторив маршрут Александра, и заставил Парфию (см. ПАРФИЯ) и Бактрию (см. БАКТРИЯ) признать зависимость от Селевкидов. Начавшаяся в 192 г. до н. э. на территории Греции война с римлянами закончилась разгромом войск Антиоха III (см. АНТИОХ III Великий) у Магнесии на Сипиле в 190 г. до н. э., в результате чего он был вынужден отказаться от всех своих владений в Европе и Малой Азии. Сразу же после этого от Селевкидов отпали Парфия и Бактрия, отделилась находившиеся в зависимости от Селевкидов Великая Армения.
Победа римлян над Селевкидами коренным образом изменила политическую ситуацию: ни одно из оставшихся эллинистических государств не могло более претендовать на гегемонию в Восточном Средиземноморье, возросло значение мелких государств: Вифинии, Каппадокии, Понта и особенно Пергама, опиравшегося на поддержку Рима.
Во 2 в. до н. э. - конце 1 в. до н. э. происходит упадок и подчинение Риму эллинистических государств. Противостояние между городской знатью (заинтересованной в более тесных связях с римским миром) и знатью, связанной с царским административным аппаратом и храмами и жившей в основном за счёт традиционных форм эксплуатации сельского хозяйства, способствовало возникновению многочисленных дворцовых переворотов, династических распрей, городских восстаний. Немалую роль играла римская дипломатия, всячески поощрявшая обострение противоречий между эллинистическими государствами и династическую борьбу.
В третьей Македонской войне к македонскому царю Персею (см. ПЕРСЕЙ (царь Македонии)) , несмотря на его попытки привлечь на свою сторону для борьбы против Рима греческие полисы, присоединились только Эпир и Иллирия. В результате македонская армия была разбита римлянами при Пидне (см. ПИДНА) в 168 г. до н. э., после чего Македония была разделена на четыре различных округа. В Эпире римляне разрушили большую часть городов и продали в рабство более 150 тыс жителей, в Греции произвели пересмотр границ полисов, а вспыхнувшие в Македонии в 149-148 гг. до н. э. и в Ахейском союзе в 146 г. до н. э. восстания были жестоко подавлены римлянами. После этого Македония была превращена в римскую провинцию с одноименным названием. Союзы греческих полисов были распущены, в полисах были установлены олигархические режимы.
Подчинив Грецию и Македонию, Рим начал наступление на государства Малой Азии. В 133 г. до н. э. Пергам (см. ПЕРГАМ (государство)) (в соответствии с завещанием Аттала III (см. АТТАЛ III Филометор) ) перешел под власть Рима, но только после подавления массового восстания под руководством Аристоника (132-129 гг. до н. э.) римлянам удалось превратить его в римскую провинцию. Очагом сопротивления римской агрессии в Малой Азии стало Понтийское царство (см. ПОНТ (древнее государство)) , которое в начале 1 в. при Митридате VI Евпаторе (см. МИТРИДАТ VI Евпатор) стало крупным государством, подчинив почти всё побережье Чёрного моря. Войны Митридата VI с Римом завершились в 64 поражением Понтийского царства. Пока Рим был занят покорением Македонии, царство Селевкидов оправилось от ущерба, причинённого войной с Римом. Антиох IV Епифан в 170, затем в 168 совершил успешные походы в Египет и осадил Александрию, но вмешательство Рима заставило его отказаться от своих завоеваний. Политика эллинизации, проводившаяся Антиохом IV, вызвала восстания в Иудее (171 и 167-160), переросшие в войну против господства Селевкидов. Сепаратистские тенденции проявились и в восточных сатрапиях, которые ориентировались на Парфию. Попытки Антиоха VII Сидета (139/138-129) восстановить единство державы (вновь подчинил Иудею и предпринял поход против Парфии) окончились полным поражением и его гибелью. От Селевкидов отпали Вавилония, Персия и Мидия. В начале 1 в. самостоятельными стали области Коммагена (в Малой Азии) и Иудея. Территория государства Селевкидов сократилась до пределов собственно Сирии, Финикии, Келесирии и части Киликии. В 64 царство Селевкидов было присоединено к Риму как провинция Сирия. В 63 Иудея также была присоединена к Риму.
В Египте после походов Антиоха IV вновь начались народные движения и одновременно острая династическая борьба, перешедшая в настоящую внутреннюю войну, опустошавшую страну. Тем временем римляне всячески содействовали внешнеполитическому ослаблению Египта. В 96 к Риму была присоединена Киренаика, в 58 - Кипр. Римляне вплотную подошли к границам Египта, лишь гражданская война в самом Риме отсрочила его подчинение. В 30 до н. э. египетская держава Птолемеев, последнее эллинистическое государство, во главе которого находилась Клеопатра (см. КЛЕОПАТРА (царица)) , было завоевано Октавианом Августом. Эллинистический мир как политическая система был поглощен Римской империей, однако эллинистические культурные традиции и устоявшийся социально-экономический быт оказались сильнее завоевателей, распространив все свои достижения по всей территории Римской империи.Энциклопедический словарь . 2009 .
Синонимы :Смотреть что такое "эллинизм" в других словарях:
Эллинизм период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени смерти Александра Македонского (323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно… … Википедия
1) особенность греческого языка. 2) влияние древнегреческого образования на Востоке. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭЛЛИНИЗМ особенности в языке, литературе и нравах древних греков. На Востоке… … Словарь иностранных слов русского языка
эллинизм - Эллинизм. Руины дворца в Пелле. IV в. до н. э. Эллинизм. Руины дворца в Пелле. IV в. до н. э. эллинизм период в истории стран Восточного Средиземноморья между 323 и 30 гг. до н.э. (). Борьба за власть между полководцами Александра Македонского… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»