Люблинская уния (1569 г.). Кревская уния и ее последствия Люблинская уния 1569 года ее последствия кратко
Люблинская уния 1569 г. - соглашение об объединении Польши и Великого княжества Литовского в единое федеративное государство - Речь Посполитую.
Подписание соглашения. В начале XVI в. стали интенсивно формироваться условия для заключения унии (союза, объединения) между Польшей и Великим княжеством Литовским. На протяжении XV-XVI вв. Польское королевство превратилось в своеобразную благородную республику. Власть короля была ограничена сеймом (польским парламентом), который выбирал короля; Король не мог принимать важные решения без согласия сейма.
Рассмотрение вопроса о заключении унии началось в январе 1569 г. на совместном польско-литовском сейме в Люблине (отсюда и название соглашения). В июне 1569 г. Люблинская уния была подписана. 1 июля 1569 г. ее утвердили раздельно депутаты польского и литовского сеймов. Люблинская уния завершила процесс объединения двух государств, начавшийся с заключения Кревской унии. По Люблинской унии Польское королевство и Великое княжество Литовское объединялись в единое федеративное государство - Речь Посполитую (буквально-республика) с выборным королем, общим сеймом и сенатом, единой внешней политикой. Литовцы, украинцы и польская шляхта уравнивались в правах и приобретали права владения имениями на всей территории Речи Посполитой. Ликвидировались таможенные границы, была введена единая денежная единица. Великое княжество Литовское, как и Польское королевство, оставалось самостоятельным политическим организмом со своей высшей администрацией, собственной казной, войском, судебно-правовой системой. Платой за государственную суверенность, которую удалось сохранить обессиленному Великому княжеству Литовскому, стали украинские земли, которые переходили под юрисдикцию Польской короны. Еще до подписания унии польский сейм, используя поддержку литовской и украинской шляхты, которая была недовольна господством крупных землевладельцев в Великом княжестве Литовском и пыталась получить такие же права, как и польская шляхта, санкционировал акты короля Сигизмунда II Августа о отторжении от Литвы и присоединения к Польше ряда украинских земель. Украинские земли в состав Польши вошли как шесть новых воеводств: Русское (с центром во Львове), Белзкое, Волынское (с центром в Луцке), Киевское, Подольское (с центром в Каменце), Брацлавское (с центром в Брацлаве).
Люблинская уния была важным историческим событием, которое имело противоречивые последствия для судьбы Украины.
Негативные последствия. Это соглашение способствовало:
- а) усилению польской экспансии на украинские земли, наступлению католицизма;
- б) полонизации (ополячиванию) украинской знати;
- в) закрепощению крестьян, было окончательно утверждено Литовским уставом 1588 г., который ввел 20-летний срок поимки крестьян-беженцев и предоставил право шляхтичам самим устанавливать все повинности, распоряжаться крестьянской жизнью и имуществом.
К позитивным последствиям унии можно отнести:
- а) сближение украинских земель с западноевропейской культурой: через Польшу в Украину попадали идеи Возрождения, Реформации и Контрреформации; распространялась западноевропейская система образования: украинцы учились в европейских университетах, приобщались там к западноевропейским научным и художественным идеям, обогащали ими родную культуру;
- б) мощный подъем культурно-просветительского движения, способствовал зарождению и развитию украинского национального самосознания; при отсутствии государства культура оставалась единственной сферой, в которой украинцы могли защитить свою самобытность.
Люблинская уния – это соглашение об объединении Королевства Польского и Великого княжества Литовского в федеративное государство – Речь Посполитая.
Было заключено 28 июня 1569 года. И 1 июля того же года утверждено было раздельно депутатами польского и литовского сеймов в городе Люблин.
Следует отметить, что процесс объединения Польши и Литвы был начат ещё в 1385 году заключением Кревской унии.
А завершился он через 200 лет подписанием унии в Люблине (1569).
1. Причины объединения Великого княжества Литовского и Польского королевства.
А) Великое княжество Литовское в 60-х годах XVI века оказалось в состоянии глубокого кризиса.
Его очень сильно ослабили:
- Военные неудачи Великого княжества Литовского в ходе продолжительных войн с Московским княжеством.
- Утрата 1/3 своей территории.
- Полное поражение Литвы от Московии на 1-м этапе Ливонской войны (1558 - 1583 годы).
Литва тогда вступила в войну с Москвою из-за Ливонии и вела её очень неудачно. Иван Грозный взял Полоцк, опустошил половину Литовского княжества и угрожал дальнейшими завоеваниями.
- Разорение и потеря значительной территории.
Поэтому нависла угроза потери Литвой суверенитета и поглощения её Москвой. Это вынудило литовскую шляхту искать защиты у более сильной Польши.
В прежнее время литовская знать сама охотно шла под московскую власть. Теперь же князья и паны литовские страшились и ненавидели Ивана Грозного за его жестокости против бояр. И не желали ему подчиниться, потому как боялись опричнины. Они искали помощи против Москвы у Польши, а польское правительство воспользовалось этим.
Б) Желание мелких и средних литовских, украинских и белорусских шляхтичей, чьи права сильно ущемлялись местными магнатами (уплата особого налога в пользу магнатов – «серебщины», постоянные «наезды» магнатов на шляхетские имения и т.д.), облегчить свои военные тяготы и получить такие же широкие привилегии, которыми пользовалась шляхта польская.
На тот момент Польша представляла собой своеобразную дворянскую республику с сеймом и выборным королем. Республику, в которой каждый шляхтич мог «ставить палки в колёса» даже самому монарху.
В Литве же вся власть принадлежала магнатам. Они входили в Великокняжеский совет, занимали высшие административные должности.
Мелкая и средняя шляхта, недовольная засильем в княжестве магнатов, надеялась вследствие объединения не только ограничить своеволие крупных землевладельцев, но и получить возможность непосредственно влиять на решение государственных дел.
В) Украинские шляхтичи надеялись, что в объединённом государстве станет возможным наладить эффективную оборону от турецко-татарских набегов и положить конец вооружённым нападениям (шляхетским наездам) на польско-украинском пограничье.
Г) Стремление польской шляхты и магнатов, воспользовавшись тяжёлым положением Литвы, захватить принадлежащие ей украинские земли, в которых они видели неиссякаемые источники получения сельскохозяйственной продукции, леса и других товаров для экспорта в страны Западной Европы.
2. Люблинский сейм 1569 года.
В то время королём польским и великим князем литовским был бездетный Сигизмунд II Август.
С его смертью прекращался род Ягайловичей (Ягеллонов) и возникал вопрос о судьбе Польского и Литовского престолов.
Пользуясь затруднительным положением Литвы, король и поляки стали настойчиво проводить мысль о вечной унии на общих сеймах литовской и польской знати и шляхты.
В конце концов, всё это дало свои всходы.
Литовская шляхта, а затем шляхта Волыни и Подляшья (наиболее страдавших от татарских набегов) в обход своих магнатов обратились к королю Сигизмунду II Августу. И обратились они к нему с петицией. С петицией, где требовали заключения унии между Литвой и Польшей.
Для рассмотрения этого вопроса в январе 1569 года в городе Люблине был созван совместный польско-литовский сейм.
Целых полгода польские и литовские послы никак не могли прийти к соглашению. А всё потому, что условия унии, которые выдвинули литовские и польские послы, во многих позициях не стыковывались.
Представители Польши предлагали унию, согласно которой Великое княжество Литовское сливалось с Польским королевством в единое государство с одним королём и общим сеймом.
Отдельными в Литовском княжестве должны были оставаться только администрация и судопроизводство.
С этим не совпадало литовское видение унии (с сохранением широкой автономии).
Да только вот среди литовских представителей не было единства. Князья-магнаты, средняя и мелкая шляхта отстаивали, прежде всего, свои сословные, шкурные интересы. А они, понятное дело, не совпадали.
Сигизмунд-Август в этом споре принял сторону поляков.
И тогда послы Литвы – крупные магнаты: К. Острожский, Г. Ходкевич, Е. Волович, К. Радзивилл и другие – решили сорвать съезд. Они тайно покинули Люблин, чтобы собрать ополчение для борьбы против унии.
Мелкая же шляхта поддержала поляков, надеясь получить от них привилегии.
В ответ Сигизмунд Август, опираясь на поддержку польских магнатов и шляхты обеих стран, издал универсал об отчуждении у Литвы и присоединении к Польше Волыни и Подляшья (5 марта 1569 года).
Согласно этому универсалу местная шляхта уравнивалась в правах с польской.
Вскоре последовал еще один универсал – о присоединении к Польше Киевщины и Брацлавщины.
Фактически правитель обоих государств сам себе дарил области, «не мытьём, так катаньем» добившись решения вопроса об воссоединении.
Территория Великого княжества Литовского уменьшилась вдвое.
Литовские послы, убедившись в невозможности организовать серьёзное вооружённое сопротивление, в начале июня вернулись на сейм. Они просили не отбирать у них имения и сохранить определённую автономию.
Таким образом, сопротивление литовских патриотов было сломлено. И после больших споров и неудовольствий составлен был акт о вечной унии обоих государств - Польши и Великого княжества Литовского, образовавших отныне одно нераздельное государство – Речь Посполитую.
Случилось это 28 июня 1569 года.
1 июля документ был утверждён отдельно польским и литовским сеймами.
Глава государства – выборный король.
Его совместно избирает шляхта.
Он же становился и Великим князем Литовским.
Общий сейм – решал важнейшие вопросы государственной жизни.
Его образовывали король, сенат и посольская изба.
Вводилась единая денежная система.
Проводилась единая внешняя политика.
Сохранялись раздельные законодательство, судебная система, правительства, местная администрация, войско и казна.
Литовско-украинская шляхта уравнивалась в правах с польской.
И освобождалась от уплаты налогов.
Большая часть украинских земель – Волынь, Подолье, Киевщина, Подляшье, Брацлавщина – выводились из состава Литвы и передавались Польше (Галичина, Холмщина и Западное Подолье попали под польское господство еще с конца XIV века).
4. Значение унии и её последствия.
А) Образование в Восточной Европе нового колоссального по размерам государства стало важным событием эпохи не только для восточноевропейского региона, но и для всего континента.
Б) Уния помогла победно завершить Ливонскую войну.
В) Для Украины эта уния имела крайне негативные последствия.
Ведь большинство украинских земель оказалось под властью крепостнической и католической Польши. А это значит, что под угрозу было поставлено само существование украинцев как отдельной народности.
Вот мнение об этом событии известного канадского историка Ореста Субтельного:
«Люблінська унія 1569 р. стала для українців подією величезної ваги. Попри всі свої недоліки Велике князівство Литовське протягом двох століть створювало для них сприятливі умови існування. Українські князі хоч і підпорядкувалися литовцям, однак мали великий вплив у суспільній, економічній, релігійній та культурній царинах життя. Проте, як свідчила доля Галичини, що першою потрапила під владу Польші, з переходом українських земель від Литви до Польщі було поставлено під сумнів саме існування українців як окремої етнічної спільності».
Г) Перед польскими магнатами и шляхтой открывались большие возможности для присваивания украинских земель, беспощадной эксплуатации крестьян и мещан, для духовного порабощения народа.
Даже Михаил Грушевский вынужден был признать, что именно Люблинская уния «широко открыла двери» полякам, которые двинулись «широким потоком» на украинские земли, неся с собой католическую веру и «пренебрежительный взгляд на всё русское», православное.
5. Общественно-политические изменения на Украинских землях после Люблинской унии.
А) После Люблинской унии на украинских землях происходят изменения в административном управлении.
Украинские земли, вошедшие в состав Речи Посполитой, были разделены на воеводства:
; РУССКОЕ (земли: Львовская, Галицкая, Перемышльская, Сяноцкая, Холмская; центр - город Львов);
; БЕЛЗСКОЕ (уезды: Буский, Городельский, Грабовецкий; центр - город Белз);
; ПОДЛЯШСКОЕ (центр - город Дорогичин);
; ВОЛЫНСКОЕ (уезды: Владимирский, Луцкий, Кременецкий; центр - город Луцк);
; БРАЦЛАВСКОЕ (уезды: Брацлавский, Винницкий; центр - город Брацлав);
; КИЕВСКОЕ (уезды: Киевский, Овручский, Житомирский; центр - город Киев);
; ПОДОЛЬСКОЕ (уезды: Каменец-Подольский, Червоноградский, Летичевский; центр - город Каменец).
Высшая власть и управление на основной территории украинских земель после Люблинской унии принадлежали королю Речи Посполитой и великому вальному (общему) сейму.
Местное управление было сосредоточено в руках местного панства и строилось соответственно административно-территориальному делению.
Во главе воеводства стоял, назначенный королем воевода.
Ему принадлежала вся местная власть.
Воеводы:
руководили шляхетским ополчением,
председательствовали на местных сеймах и
следили за деятельностью шляхетских земских судов.
Воеводства делились на уезды (поветы) или земли, во главе которых стояли старосты и каштеляны (коменданты крепостей).
- В местном управлении особое положение заняли воеводские и поветовые сеймики – сословные собрания шляхтичей. Они решали вопросы местной жизни, избирали депутатов на общегосударственный сейм и в Коронный трибунал.
Б) Изменилась и система судопроизводства.
В каждом уезде существовал земский суд.
Он был сословным – шляхетским и избирался местной шляхтой. Созывался несколько раз в году. И рассматривал разнообразные гражданские дела шляхты – наследственные, имущественные и финансовые.
В городах, подчинённых королевским старостам действовали гродские (королевские государственные) суды.
Они рассматривали уголовные и гражданские дела – о наездах, ограблениях, побоях, убийствах, кражах.
Земельные споры между шляхтичами регулировались подкоморскими судами.
Высшей судебной инстанцией был Коронный трибунал, а в отдельных случаях – сейм.
Рассмотрение судебных дел в городах с магдебургским правом относилось к компетенции магистратов, а в частных городах – их собственников.
В сёлах существовали копные (общественные) суды, которые с усилением крепостничества превращались в панские, а также референдарские – для крестьян королевских имений.
Свой суд имело духовенство.
В) Украинские магнаты наравне с польскими и литовскими вошли в состав высшего органа власти Речи Посполитой – сейма, в котором пользовались правом вето и принимали участие в выборе короля.
Только магнаты назначались или избирались на высшие правительственные должности.
И только из их числа назначались воеводы и старосты, которым подчинялась местная администрация.
Г) После Люблинской унии, на вновь приобретённую для Польши «украйну» (именно с этого периода появилось и закрепилось это название), ринулись в поисках земли, богатства и власти тысячи польских шляхтичей.
На Украине появляются польские магнаты - Конецпольские, Жолкевские, Калиновские, Потоцкие и другие, которые по королевским грамотам или же силой захватили значительные массивы земли.
Такие грабежи земли узаконивались решением сейма Речи Посполитой 1590 года, в результате которого проводилась раздача «пустошей», как они называли давно освоенные украинские земли.
Польские магнаты, литовское и украинское панство силой захватывали земли крестьян, мещан, мелкой шляхты.
Более могущественные грабили слабых.
Королевская власть была бессильной или же не была заинтересована в прекращении грабежей.
Вскоре в руках польских и украинских магнатов сконцентрировались огромные земельные владения.
К примеру:
- Магнату Конецпольскому только в районе Южного Буга (Брацлавщина) принадлежало 740 сёл и 170 местечек.
- А во владении князя Острожского в Украине насчитывалось 2760 сёл и 80 тысяч городов и местечек.
- Ну а Потоцкому принадлежало всё Нежинское староство, а также Кременчуг и другие города.
- Князь Иеремия Вишневецкий владел уже всей Полтавщиной. Ему принадлежало здесь 40 тысяч крестьянских и мещанских хозяйств.
Польские магнаты и шляхта, хлынувшие после Люблинской унии на восток, начали ускоренными темпами вводить на Украине польский социальный порядок. Этот порядок был известен полным бесправием крестьянства и ничем не ограниченным всевластием магнатов и своеволием шляхты.
Вслед за магнатами и шляхтой двинулись на восток евреи в качестве арендаторов, торговцев и посредников, без которых не могла обходиться шляхта того времени.
Д) Основным видом помещичьего хозяйства стал ФОЛЬВАРК.
Е) Для увеличения посевных площадей крестьян сгоняли с земель, заменяя оброки отработкой барщины.
Произошло окончательное закрепощение крестьян.
По Третьему Литовскому Статуту 1588 года на украинские земли распространилось польское феодальное право. А согласно ему, все, кто не относился к шляхте или духовенству, обязаны были принадлежать либо феодалу, либо королю.
Таким образом, свободные украинские сословия - горожане, крестьяне, казачество – должны были перейти в крепостную зависимость.
Помещики над своими «подданными» (крепостными) имели неограниченную власть, вплоть до права смертной казни.
Паны польские, желая извлечь побольше доходов из своих владений, начали изощряться в накладывании и во взыскании с крестьян всяких налогов и поборов, как в деньгах, так и в натуре и в бесплатном принудительном труде.
Как писал Андрей Дикий:
«Платили налог от «дыма», т. е. от жилья, «десятину» на церковь, особый налог на содержание польского войска, принуждали строить мельницы и шинки (кабаки), которые обычно сдавались в аренду евреям, а крестьянам запрещалось молоть зерно или производить водку дома, заставляя их пользоваться этими мельницами и шинками; зерно, яйца, птица, скот, воск, и мёд, пойманная рыба, сотканное полотно – всё облагалось в пользу владельца земли и крестьянин должен был известную часть доставлять владельцу или арендатору. Часть эта имела тенденцию всё возрастать, так как и владелец, и арендатор старались выколотить возможно больше дохода. Жаловаться же на несправедливость было некому».
Ж) После Люблинской унии усилилась дискриминация украинского населения.
Украинцев подвергали всевозможным притеснениям: ограничивали территорию их проживания, не позволяли вступать в ремесленные цехи, запрещали заниматься торговлей и т. п.
З) Но самое главное – по акту Люблинской унии Литва и Польша должны были соединиться в одно государство и один народ, а единства не надеялись достичь без единства веры.
На украинских и белорусских землях массово появилось католическое духовенство, которое по своему социальному положению приравнивалось к шляхте.
В то же время русский православный священник относился к разряду тягловых людей, то есть зависимым холопам.
Поскольку назначение высших православных иерархов также входило в компетенцию польских властей, закономерным последствием наступления стало провозглашение Брестской церковной унии в 1596 году.
Православие было сочтено упразднённым, и ревнители православной веры подвергались гонениям как ослушники духовного начальства и еретики.
Православные церкви, особенно сельские, не вошедшие в унию, закрывались. На них не смотрели более как на храмы и отдавали их иногда на откуп для извлечения доходов.
Православные были лишены политических прав, рассматривались как «хлопы» (простонародье), вера их именовалась «хлопскою» и вызывала презрительное отношение со стороны высших слоёв общества.
И) Началось усиленное ополячивание и окатоличивание населения.
Это довольно быстро привело к полонизации верхушки украинского общества - магнатов, епископов, большей части шляхты и зажиточных мещан. А это означало, что украинское общество теряло свою политическую элиту.
Естественно, столь резкое ухудшение экономического положения, усиление эксплуатации и жестокая дискриминация по национально-религиозному признаку не могли не вызвать ответной реакции.
И в конце XVI - начале XVII веков начинаются казацкие восстания и походы, переросшие впоследствии в восстание Богдана Хмельницкого.
Предпосылки Унии
До подписания Люблинской Унии велось множество дискуссий об окончательном объединении Литвы и Польши и закреплении действий всех предыдущих уний. Главной оппозиционной силой были литовские магнаты, опасавшиеся утраты множества полномочий и прав, а также полного растворения в польской шляхте, без получения высоких постов в новом государстве. Однако Литва продолжала терпеть серьёзные притеснения со стороны России , а к середине 16 века угроза полного поражения в войне с Россией и дальнейшего включения Литвы в состав России стала реальностью. Польская шляхта не торопилась оказывать военную или какую-то другую помощь Литве, не получая ничего взамен. К 60-м годам 16-го столетия польская и литовская знать наконец пришли к взаимопониманию и решили планировать военные кампании сообща. Сигизмунд II Август , король Польши и Великий князь Литвы , предложил проект нового объединения, который сначала был опубликован в Литве, а затем и в самой Польше. Неожиданно проект унии приобрёл множество сторонников и позволил нейтрализовать литовскую знать на землях современных Украины и Белоруссии, которая всячески сопротивлялась переходу под власть польского короля.
Реальной мотивацией короля Сигизмунда II было опасение польско-католической партии, что Литва, с прекращением в лице Сигизмунда-Августа литовско-польской династии Ягеллонов , отделится от Польши. В отличие от всех предыдущих уний, Люблинская уния заранее планировалась как конституционное и законное объединение Польши и Литвы под властью одного выборного короля.
Сейм в Люблине
Люблинская уния 1569
10 января 1569 года недалеко от Люблина начал работу польско-литовский сейм, который должен был решить вопрос об унии двух государств, однако переговоры шли очень тяжело и соглашение зимой достигнуто не было. Представители Литвы поставили свои условия: общий сейм для выбора короля на границе Литвы и Польши, коронование короля в Вильно литовской короной, созыв сеймов попеременно в Литве и Польше, назначение на должности в Литве лишь её уроженцев. Эти условия вызвали сильные возражения с польской стороны, и ни одно из них не было принято. Польский проект унии был составлен епископом краковским Падневским. Его условиями были: избрание и коронование в одной Польше, один вальный сейм, сенат, также монета. В знак протеста против польского давления литовская депутация под руководством Николая «Рудого» Радзивилла в ночь на 1 марта тайком покинула Люблин. Более всего депутация опасалась того, что король Сигизмунд может принять единоличное решение.
Давление шляхты, неудачи Литвы в Ливонской войне 1558-1583 и стремление получить военную помощь со стороны Польши в борьбе с Царством Русским заставили литовских магнатов пойти на возобновление переговоров. Польский сейм использовал поддержку литовской и украинской шляхты, которая была недовольна господством крупных землевладельцев в княжестве и пыталась получить такие же права, как и польская шляхта, санкционировал акты короля. Опираясь на поддержку польской и волынской шляхты, король Сигизмунд II Август в марте 1569 издал универсал о присоединении Подляского и Волынского воеводств , Подолья и Киева к Польскому королевству. Различные литовские помещики поддерживали разные пути дальнейшего развития ситуации. Одни поддерживали унию с Польшей, другие склонялись к унии с Россией. Король пригрозил отобрать поместья и должности у той знати, которая не присягнёт на верность королю.
Между тем, успех проделанных аннексий побуждал польскую шляхту к дальнейшим действиям. Предлагалось присоединить таким же образом все остальные территории ВКЛ, да и само его название запретить навеки, заменив на «Новую Польшу». На фоне этих событий в Люблин вновь приехали депутаты от Великого княжества, хотя теперь их уже больше заботили вопросы утраты провинций в пользу Польши, нежели сама уния. В долгих спорах о правомерности таких присоединений поляки настаивали на том, что земли эти издавна принадлежали Польше, ссылаясь, например, на кратковременный захват Киева Болеславом Храбрым в XI веке. Впоследствии поляки начали отстаивать ту точку зрения, что вопросы дальнейших аннексий уже решены и обсуждаться не должны. Возражения литовцев отклонялись так как литвины сами виноваты, что отсутствовали на сейме тогда, когда всё это решалось .
Условия и последствия унии
Уния в Люблине рассматривается польскими и литовскими историками одновременно как величайшее достижение и величайшая утрата. Наиболее позитивными аспектами, которые выделяют польские историки было введение католичества и польского языка, слияние всех культур в единую (польскую). Создание Речи Посполитой часто рассматривают как объединение двух частей и так уже созданного союзного государства, то есть по сути устранение последних преград на пути создания единой страны, куда более сильной, чем Польша и Литва. Кроме того, было создано государство, которое играло значимую роль на мировой арене в течение последующих 200 лет.
Существует также множество негативных аспектов данной Унии. Сигизмунд II стремился не просто объединить государства, но ещё и провести столь необходимую Польше политическую реформу. В действительности же, Уния не столько укрепила власть монарха (чего и желал Сигизмунд), сколько усилила влияние шляхты, увеличив заодно и её численность. Формирование столь необходимого всем странам в 16 веке абсолютизма с началом действия союза было прекращено. Серьёзно закреплялись полномочия местной власти, что привело к сильному росту коррупции в рамках новообразованной Речи Посполитой. В дополнение ко всему был законодательно закреплён принцип «либерум вето », позволявший сейму принимать какие-то решения только единогласно. Данная норма практически парализовала работу сейма, блокируя принятие практически любых решений. Результатом стала анархия, которая в дальнейшем активно разрушала Речь Посполитую.
Культурные
Особую остроту после Люблинской унии приобрели проблемы веры и языка. На всех землях новообразованной Речи Посполитой активно насаждались католичество и польский язык (в особенности на территории бывшего Великого Княжества Литовского, а также на некоторых территориях современных Белоруссии и Украины), вводилось преподавание в школах на польском языке. Некоторые территории ВКЛ (например Львов или Белосток) были полностью полонизированы и стали католическими. Впрочем, усилия предпринятые идеологами полонизации и окатоличивания были недостаточными. Множество литовских феодалов активно сопротивлялись полонизации, пытаясь сохранять собственные язык и культуру. Крестьяне рутенских (современных украинских, белорусских и некоторых литовских) земель продолжали исповедовать православное христианство и говорить на западнорусском языке . Официально же западнорусский язык решением сейма был заменён на польский лишь в .
В 1596 г. были оглашены официальные планы по созданию церковной унии, что возбудило большое негодование среди православных людей, не желавших унии. В Бресте был созван церковный собор, на котором присутствовали как униаты, подчинившиеся папе, так и православные, не желавшие унии. Несмотря на сопротивление православных официально на одном соборе Западно-Русская церковь была объявлена принявшей унию, причём униатами стали почти все её архиереи. Но на другом соборе часть духовенства и миряне отказались повиноваться своим духовным властям и поклялись не отступать от Восточной церкви. Обе стороны предавали одна другую проклятию и вступили в открытую борьбу, причём король признал законным постановление униатского собора и потому счёл, что православие перестало существовать в его государстве.
После объявления православия "вне закона", православные церкви стали подвергать гонениям как ослушников духовного начальства и еретиков. Православные церкви, особенно сельские, не вошедшие в унию, закрывались. На них не смотрели более как на храмы и отдавали их иногда на откуп, для извлечения дохода. Православные были лишены политических прав, рассматривались как «хлопы» (простонародье), и самая вера их именовалась «хлопскою» и вызывала презрительное отношение со стороны высших классов общества.
Предоставленные своим силам и лишённые покровительства закона, православные люди пытались защищать свою веру. Во главе православных были некоторые вельможи (например, князь К.К. Острожский), а затем - духовенство (во главе которого стоял с 1620 г. православный Киевский митрополит, поставленный Иерусалимским патриархом). Главную силу гонимой православной церкви составляли городские братства и крупнейшие монастыри (в т.ч. Киево-Печерский). Их усилиями были созданы в Киеве и других русских городах прекрасные богословские школы, из которых выходили образованные защитники православия. Они устною проповедью и изданием книг о вере успешно боролись с унией и католичеством, не давая исчезнуть православию.
Из ряда школ особенно поднялась и развилась Киевская, основанная братством Киевской Богоявленской церкви (ещё в 1594 г.). Киевский православный митрополит Петр Могила (1596-1646) образовал из этой школы высшее училище по образцу католических академий. От его имени и школа получила название «Могилянской академии». Внешняя опасность для веры вызвала в юго-западной Руси оживлённое умственное движение, подняла православную богословскую науку, создала целую литературу в защиту православия. Учёные киевские монахи оказали важные услуги не только своей западной Руси, но и позже (при Алексее Михайловиче) Руси Московской, где они были приглашены как учителя и просветители.
Множество польских историков, как, например, Кшиштов Рак определяют Люблинскую унию как некую предшественницу современного ЕС и Маастрихтских соглашений . Люблинскую унию рассматривают также как аналог Кальмарской унии или соглашения о создании Великобритании . В то же время есть и противники данных предположений, которые говорят, что в результате Уний появлялись объединения, связанные внутри себя значительно сильнее нежели ЕС.
Экономические
- Новые полученные земли часто передавались польским шляхтичам, которые переселялись на восток. Вслед за магнатами и шляхтой переселялись на восток евреи в качестве арендаторов, торговцев и посредников, без которых не могла обходиться шляхта того времени. В итоге начиналась массовое оживление торговых отношений на присоединённых землях, хотя оно изначально завязывалось на шляхту, не развиваясь самостоятельно.
- Несмотря на вышеперечисленные важные реформы, объединённая шляхта Речи Посполитой, приумножившая своё богатство стала мощнейшим тормозом для развития польской экономики. Шляхта просто не видела смысла развивать какие-то новые производства, заниматься исследованием новых наук, разработкой новых технологий. Последствия были очень негативными:
Географические
Военные
Политические
- Согласно положениям Унии оба государства имели одного государя, которого каждый раз должны были избирать сообща (наследственного преемства власти не было). У них был общий сейм, состоявший из светской знати, католического духовенства и шляхты обоих государств. Был общий сенат («паны рада»), который ведал общие внутренние дела и политику Речи Посполитой. Но в каждом из государств оставались свои особые законы, свои особые чиновники. В Польше действовали свои сборники законов (например, «статуты и привилеи», собранные Яном Гербуртом), а в Литве - свой « ». В Польше и Литве оставались собственные: гетман (начальник войска), канцлер (государственный секретарь), подскарбий земский (министр финансов), воеводы (начальники области) и другие, менее важные чины
- Речь Посполитая теперь продолжала внешнюю политику Польши, которая не слишком отвечала интересам Литвы в составе Речи Посполитой.
Правопреемственность
Действие Люблинской унии и объединения Польши и Литвы формально прекратила Конституция 3 мая 1791 года , закрепившая преобразование Речи Посполитой федеративного государства в унитарное, однако Конституция была отменена на Гродненском сейме осенью 1794 года. В то же время отмена конституции почти не повлияла на федеративное устройство Речи Посполитой, так как в 1795 году Польша в качестве Речи Посполитой была разделена и прекратила свое существование как независимое государство.
Отражение в искусстве
Издания
- Akta Unii Polski z Litwą 1385-1791 / Wyd. S. Kutszeba, W. Semkowicz. - Kraków, 1932. - 465 s.
Примечания
- Dvornik F. The Slavs in European History and Civilization . - Rutgers University Press. - P. 254. - ISBN 0813507995 .
- Davies N. God"s Playground: A History of Poland in Two Volumes . - Oxford University Press. - P. 50. - ISBN 0199253390 .
- Zawadzki W. H. A Man of Honour: Adam Czartoryski as a Statesman of Russia and Poland, 1795-1831 . - Oxford University Press, 1993. - P. 1. - ISBN 0198203039 .
- A concise history of Poland - Jerzy Lukowski, Hubert Zawadzki - Google Книги
- A history of Russia - Nicholas Valentine Riasanovsky - Google Книги
- P. Magocsi, A history of Ukraine, Toronto University Press, 1996, Google Print, p. 149
- Diplomats without a country: Baltic … - James T. McHugh, James S. Pacy - Google Книги
- A union for empire: political … - John Robertson - Google Книги
- Federalism or Force: A Sixteenth-Century Project for Eastern and Central Europe
- , «История Польши» Тымовский М., Кеневич Я., Хольцер Е. | Весь мир | 2004 | Стр 544
- Jerzy Czajewski, «Zbiegostwo ludności Rosji w granice Rzeczypospolitej» (Russian population exodus into the Rzeczpospolita), Promemoria journal, October 2004 nr. (5/15), ISSN 1509-9091 , Table of Content online , Polish language
- Heritage: Interactive Atlas: Polish-Lithuanian Commonwealth , accessed on 4 October 2011: At it. apogee, the Polish-Lithuanian Commonwealth comprised some 400 000 квадратных миль (Шаблон:Rnd/c6dec0 км 2) and a multi-ethnic population of 11 million. For population comparisons, see also those maps: , .
- Альфонсас Эйдинтас, Витовтас Залис, Lithuania in European Politics: The Years of the First Republic, 1918-1940 , Palgrave, 1999, ISBN 0-312-22458-3 . Print, p.78
- картина реставрирована весной 2009-го сотрудниками Варшавского музея
Литература
- Лаппо И. И. Великое княжество Литовское за время от заключения Люблинской Унии до смерти Стефана Батория (1569-1586) . - Т. I. - СПб., 1901.
- Лаппо И. И. Люблинская Уния и третий Литовский статут // Журнал Министерства народного просвещения. - 1917. - № 5. - С. 89-150.
- Bardach J. Studia z ustroju państwa i prawa Wielkiego Księstwa Litewskiego XIV-XVII w. - Warszawa: Państwowe Wydawn. Naukowe, 1970.
Wikimedia Foundation . 2010 .
В августа 1385 года года было подписано Кревская уния, согласно которой Ягайло должен: 1) перевести Литву на латинский алфавит; 2) принять меры, чтобы вернуть утраченные Польшей и Литвой земли; 3) вернуть Польше земли, отобранные от нее каких-либо; 4) освободить пленных (очевидно, поляков) 5) приобщить литовские И русские земли к Короне Польской.
У1387 году Галичина и Подолье перешли под власть Польши. Но отношения Польши с Литвой оставались напряженными. Литовцы не хотели пускать поляков непосредственно на литовские земли. Ягайло в этом не получил поддержки со стороны земляков. Уже в 1389 году Кревская уния была отменена и провозглашена независимость Великого княжества Литовского. Особенно она окрепла после битвы под Грюнвальдом в 1410 году, где совместные силы Польши и Литвы противостояли Тевтонскому ордену. Литва при этом сыграла ведущую роль в победе над немецкими рыцарями, и Польша отдала литовцам Подолья.
Отрицательное значение для дальнейшей судьбы Литовско-Русского государства должна Городельская уния 1413, которая закрепила идею литовской автономии, но внесла в литовско-польское общество разлом на религиозной почве; уния обеспечивала права, равные с правами поляков, только католикам, которые были поставлены над православными, что привело к обострению отношений между ними. Образы на религиозной почве толкают православных в Москву. По Витовта (1382-1430) Москва считалась с силой Литовского государства. Приобщение в 1404 году Смоленской земли, влияние Витовта на Рязанское и Тверское княжества свидетельствовали о преимуществе Литвы над Москвой.
Литовско-московские отношения
В 1480 году Московское княжество не без помощи украинских и белорусов повергло ордынское иго. Это событие показала появление сильной Московского государства. Великий князь Иван III официально провозгласил своей главной задачей в области внешней политики борьбу за воссоединение всех земель, входивших в Киевской Руси, в едином государстве, но под руководством Москвы. Это отразилось в принятии Иваном титула "великий князь всея Руси". Литва, конечно, не собиралась отдать Москве украинские и белорусские земли. Это стало поводом российско-литовских войн, которые продолжались с переменным успехом довольно долгое время.
В последней четверти XV в. черниговские князья пошли под покровительство Москвы. Ускоряется процесс объединения земель под властью московского князя. Этому соответствовала идеологическая теория, которая исходила из того, что московские князья-наследники Византии.
Распространенное значение приобрела теория трех Римов: первый Рим пал, второй Рим-Константинополь-тоже упал, третий Рим - Москва - "стоять вечно". Активно распространялась идея, что Москва - наследница Киева, а московские князья - потомки Мономаха. Эту теорию в Московском княжестве распространяли всеми мерами, пренебрегая фактами, Юрий Долгорукий - младший сын Мономаха - должен уступить права его старшему брату Мстиславу И - князю Киевскому и его потомкам. Забывая о существовании Галицко-Волынского государства, коронацию Даниила, московские политики утверждали о наследственные права московских князей, о шапке Мономаха, якобы доказывает их наследственные права на Византию и на Киев. Этот мотив-идеологическое оформление политики Москвы, красной нитью проходит через все события XV - XVIII вв., Когда оправдывается захвата украинских земель при распределениях Польши.
В результате этих событий украинское население Великого княжества Литовского оказалось в затруднительном положении. С одной стороны ему угрожали латинизация и полонизация, а с другой-на него наступало православное Московское княжество, которое пока заманивали льготами и во всяком случае - равноправием. Стесненность положения осложнялась разрухой, которую терпел украинский народ от крымских татар. Последние были в союзе как с Литвой, так и с Москвой.
В 1482 году крымский хан Менгли-Гирей разрушил Киев, многие киевляне забрал в плен, ограбил и сжег церкви. Золотые дискос и потир из собора св. Софии он прислал как дар Ивану III, поблагодарил его за киевский погром. Литва также не хотела портить отношения с Крымом и не вступилась за украинское население. Казимир написал хану, что разгром Киева - "наказание за грехи».
Так монархи двух христианских государств реагировали на ограбление и уничтожение колыбели христианства Восточной Европы.
Татарское тяжелые над украинскими землями продолжалось несколько веков и оставило негативный глубокий след в сознании народа.
Люблинская уния 1569
Начало XVI в. характеризуется для Великого княжества Литовского поляризацией стремлений различных групп населения. Польские магнаты потребовали полного объединения Польши и Литвы водную государство, литовцы - унии с Польшей и сохранения политической самостоятельности Литвы. Белорусские и украинские магнаты были против сближения с Польшей и некоторые из них склонялись к Московскому княжеству.
В XVI в. на политической арене появляется новая сила - дворянство, интересы которого были направлены на объединение Литвы и Польши. Шляхта в Литве стремилась ограничить магнатов и добиться привилегий, которыми пользовалась польская шляхта. Этим воспользовались польские правящие верхи, мечтали присоединить к Польше подвластны Литве украинские земли. Это намерение поддержала значительная часть украинской шляхты.
В январе 1569 в Люблине собрался польско-литовский сейм. Литовцы предложили новый проект унии, поляки не поддержали его. Тогда литовские послы покинули сейм, принесло Литве только вред. Поляки без литовцев приняли решение о присоединении к Польше Волыни и Подляшье. Через некоторое время в Польшу добровольно присоединились Киевщина и Брацлавщина. Здесь, возможно, действовало желание не расставаться с другими украинскими землями государственными границами. Эти земли были присоединены якобы на исторических основаниях, хотя на самом деле ни одна из них никогда не принадлежала Польше.
1 июля 1569 литовские послы вернулись на сейм, и был подписан акт Люблинской унии, согласно которому Корона (т.е. Польша) и Великое княжество Литовское объединились в единое государство - Речь Посполитую. По условиям унии, избирался общий король, которого одновременно провозглашали Великим князем. Сеймы должны быть только объединенными, то есть польско-литовскими. Общей была денежная система. Польская и литовская шляхта имела право владеть землями в обеих частях государства. Отдельными оставались гербы, финансы, администрация и войско. В Великом княжестве Литовском государственными остались древнерусский язык и II Устав как действующее законодательство.
Последствия Люблинской унии имели отрицательное значение для Украины. Она была расчленена. Большая ее часть - Галичина, Холмщина, Волынь, Подолье, Брацлавщина, Подляшье - отошла к Польше. По Великим княжеством Литовским с украинских земель остались Брестское воеводство и Пинщина. Буковина с середины XIV века. находилась в составе Молдавии, а с 1564 года по Молдавией перешла под турецкое подданство. Закарпатье принадлежало Венгрии, а после 1526 было разделено между Австрией и Трансильвании (княжество на территории будущей Румынии). Часть Украины оказалась под властью Москвы.
Украина понесла наибольшие потери от Люблинской унии: национальной жизни и национальным традициям был нанесен тяжелый удар.
Причины Люблинской унии
Границы Польши и Великого княжества Литовского по Люблинской унии
Автор изображения - commons.wikimedia.org/wiki/User:Mathiasrex
Страшные испытания пришлось пережить русскому народу в конце XVI и в начале XVII века. Московская Русь, хотя истерзанная и обнищалая, все же довольно скоро выбилась из Смутной поры, вынесла из нее свою веру и народность во всей их целости; не то было с западной – Литовской Русью: униженная, под гнетом чуждой и враждебной власти, она вынуждена была долго изо всех сил биться, чтобы спасти от унижения и поругания свою церковь и народность. В числе тяжелых событий для Западной Руси XVI века была Люблинская уния 1569 года.
Западные русские области, оторванные от остальной Русской земли, томившейся под игом татар, попали в XIV веке под власть Литвы , а в 1386 году, с избранием литовского князя Ягелло (Ягайло) на польский престол, с нею вместе соединились с Польшей. С тех пор у поляков зародилось сильное желание слить с собою литовцев и западных русских в один народ, и для этого их ополячить и окатоличить. Хотя Литва и западная Русь уже при Ягелле отпали от Польши и его родич Витовт стал независимым литовским государем, но поляки не оставили своих замыслов.
В 1413 г. на общем сейме поляков и литовцев в Городле последовала Городельская уния : был составлен акт (договор), по которому: 1) Литва и Польша соединялись в одно государство, в один народ. 2) По смерти Витовта верховная власть над Литвой снова переходит к Ягеллу, а потом к детям его; если же он умрет прежде Витовта, то поляки избирают последнего своим королем. 3) Литва получает сеймы и должности, подобные польским. 4) Литовскому дворянству по назначению великого князя жалуются польские гербы; но пользоваться ими и другими преимуществами, а также занимать высшие должности могут только лица латинского вероисповедания.
Городельский акт уже подготавливал позднейшую Люблинскую унию 1569. Хотя Городельская уния потом и не выполнялась строго, а Литва постоянно выбивалась из-под польской власти, но все-таки благодаря ему в Литву стали входить польские учреждения (сеймы, новые должности, гербы); утверждалось преимущество католической церкви над православной, – являлась приманка для честолюбивых православных изменять своей вере, принимать ту, которая, кроме небесных благ, сулила еще и земные.
Ягелло и его преемники часто поддавались желаниям поляков. После Городельской унии в русских и литовских областях раздавались щедро земли католикам, заводились новые села и города, населялись преимущественно поляками. Поселенцы-католики освобождались от разных платежей и повинностей, которыми были обложены православные. Новым городам, населенным католиками – поляками и немцами, давалось самоуправление, так называемое "Магдебургское право", по которому горожане освобождались от суда королевских чиновников, а назначался судья (войт) из местных дворян. Он с выборными из жителей советниками (бурмистрами и райцами) и производил суд. Купцы и ремесленники получали разные льготы, делились по занятиям на цехи (общины), которым давали особенные права. Город получал герб, печать и знамя. Всякие льготы и преимущества католикам – все это было искусно расставленною сетью, чтобы уловить православное население, привлечь его к Польше и католичеству.
После Городельской унии 1413 года польские учреждения мало-помалу вводились в литовские и русские области. Вместо прежних мелких удельных князей, подручных великому князю, для управления страною и городами стали назначать, по польскому обычаю, воевод, кастелянов, старост, избирая их из богатейших помещиков. Новые порядки приходились по душе иным литовцам и русским – конечно, лицам высшего сословия – дворянам, – их права и сила росли: богатейшие из них уподоблялись всесильным польским магнатам, становились полными властелинами в своих владениях; а мелкие дворяне приравнивались к вольной необузданной польской шляхте. Зато чем больше росли права и могущество дворян-помещиков, тем тяжелее приходилось простому люду, особенно крестьянам: они все больше и больше приближались к рабскому состоянию польских "холопов".
Польша, близкая к Западной Европе, по образованию стояла гораздо выше не только Литвы, но и Руси: у поляков в конце XV столетия были и хорошие училища, даже высшая академия в Кракове, и замечательные ученые, и писатели. Это должно было, конечно, тоже сильно помочь польскому делу и в Литве, и в западной Руси: русские и литовцы высшего сословия с польской образованностью усваивали и польский язык и мало-помалу полячились; в русскую речь все больше и больше входило польских слов и оборотов. В XVI столетии письменный язык в западной Руси представлял уже пеструю смесь церковнославянских слов, местных народных и польских. Даже в простонародную речь (наречия малорусское и белорусское) стали все сильнее и сильнее входить польские слова и обороты.
Так исподволь шло объединение (уния) Литвы и западной Руси с Польшей; поляков, однако, смущало то, что они чуть не два века трудились над этим делом, а Литва все еще крепко держалась за свою государственную самобытность, и в русских областях в народе по-прежнему сильно было православие. Польское правительство стремилось к новой, более тесной унии с Литвой. Со страхом смотрели поляки и на русский восток, который, стряхнув с плеч своих татарство, по соседству у них высился грозным великаном. Иван III уже зовет себя в грамотах "Государем всея Руси", вступается за православие, теснимое в Литве, выказывает большую охоту добывать от нее свою "извечную отчину", т. е. русские земли, и отнимает у нее 19 русских городов с их областями; сын его захватывает и Смоленск ; а западнорусские люди сознают свое родство и по крови, и по вере с Московской Русью, иные даже уходят к московским, своим "природным" государям на службу... Упустить из рук богатые западнорусские области для Польши было бы большим несчастием.
Подготовка Люблинской унии
С середины XVI столетия новая беда стала грозить Польше: в Литве стало широко распространяться протестантство. Особенно оно усилилось при Сигизмунде Августе (1548–1572). Это был способный, добродушный, но слабый король; он давал полную свободу всем вероисповеданиям и сам даже одно время склонялся к протестантству. Литовцы встрепенулись, заговорили о полной независимости от Польши. Протестантство быстро разливалось по Литве, дробилось на множество сект (толков), которые боролись между собою, порождали всюду рознь и вражду. Этой внутренней смутой легко могли воспользоваться соседи-враги. Забило тревогу прежде всего польское духовенство. Папа прислал в Польшу своего нунция (посла) с освященным мечом Сигизмунду для казни еретиков. Король в это время попал под влияние польско-латинской партии, и началась борьба с протестантством в Литве...
Была у Сигизмунда в это время еще забота: он был бездетен; с ним прекращалась династия Ягеллонов, и его пугала мысль, что, умри он – и Литва, связанная до сих пор с Польшей одним королевским домом, отпадет от нее, изберет себе своего отдельного государя. Сигизмунд ясно понимал, что ни Польше, ни Литве в отдельности несдобровать в борьбе с могучими соседями. Таким образом, было несколько причин, побуждавших короля поспешить во что бы то ни стало связать оба свои государства неразрывно в одно целое. Эти причины и вызвали Люблинскую унию 1569 года. Сигизмунд деятельно стал её готовить.
В Польше Сигизмунд, как король, избранный и сильно ограниченный магнатами и сеймом, не имел большой власти; но в Литве, как великий князь литовский, он был наследственным и самовластным государем и мог распоряжаться свободно. Он принялся за дело. Напомнил прежде всего литовцам, что все государственные имущества, т. е. большая часть литовской земли, принадлежат ему и часть доходов должна идти в его казну; а затем подарил эту свою наследственную собственность польским королям . Это значило, что всякий король, избранный поляками, становился владельцем всех государственных земель в Литве , т. е. литовским государем; теперь литовцы, только слившись с поляками в одно государство, могли вместе с ними избирать себе государя, иначе должны были подчиняться тому, кого изберет Польша. Это было постановлено на Варшавском сейме в 1564 году, где не было литовцев.
Постановление это (так называемый Варшавский рецесс) поразило как громом Литву и вызвало здесь сильное негодование. Великий князь литовский, любимый своими верноподданными литовцами, родом литвин, воспользовавшись своими литовскими правами, сам своими руками приносил свое отечество в жертву Польше!.. Теперь она, получив от короля право на вечное владение Литвой, могла смотреть на всякое движение последней к независимости как на мятеж. Такие мысли должны были волновать истых литовских патриотов. Сигизмунд должен был казаться им изменником, предателем своего отечества. Дело могло кончиться войной. Не будь в то время лютых казней Грозного в Москве, раздраженные литовцы, пожалуй, искали бы ее покровительства... Сигизмунду хотелось еще добиться того, чтобы Литва сама добровольно слилась с Польшей. Задобрив литовских бояр (так назывался в Литве средний класс между магнатами и крестьянами), уравняв их вполне в правах с магнатами, Сигизмунд поспешил покончить дело объединения Литвы с Польшей.
Люблинский сейм 1569
Литовские и польские послы должны были для этого собраться в 1569 году в Люблин на сейм.
Люблинский сейм открылся 10 января. С самого начала видно было, что добра тут не будет. Поляки требовали прежде всего подписать новую унию (единение) и предлагали литовцам заседать вместе с ними; но литовцы не хотели нарушить старого обычая, по которому они с русскими имели свой отдельный от поляков сейм, – заявили, что прежде вопроса об унии они хотят порешить с королем свои частные, литовские дела. Литовцы думали добиться в Люблине у короля утверждения особых своих прав и собрания своих законов (статута) и таким образом сделать невозможной полную унию Литвы с Польшей; но эта уловка не удалась им. Король не утвердил их особенных прав и велел рассуждать об унии. Заседать вместе с поляками литовцы отказались наотрез и составили с русскими свой отдельный сейм, который сносился с польским. Литовцы вовсе не желали подписывать полную унию, а предлагали братский союз своего государства с польским; а поляки, ссылаясь на старые акты, на Варшавский рецесс, требовали полнейшего слития Литовского княжества с Польшей в одно государство , в один народ, причем Литва должна была отказаться от своих отдельных сеймов, от особых законов, монет и пр.
Литовцы пришли в негодование от подобного требования.
– Напрасно мы потратились на поездку в Люблин, – говорили они, – нам предлагают порабощение!..
Поляки, опираясь на сочувствие короля, порешили ни в чем не уступать литовцам. Король не раз уже приглашал их к себе и убеждал согласиться с поляками и подписать унию; но литовцы не сдавались. Король задумал, наконец, заставить их собраться вместе с поляками и сообща порешить дело. Члены польского сейма должны были по его приказу тайком собраться в люблинском замке, а затем он думал призвать своей властью литовцев и ввести их в польский сейм. Эта затея не удалась. Поляки собрались, король послал за литовцами, но те, проведав, в чем дело, не захотели попасть в ловушку и отказались ехать...
Положение литовцев в Люблине было крайне тяжелое и щекотливое: они, конечно, ясно видели, что король и поляки замышляют при помощи новой унии совершить над Литвой насилие, убить ее государственную самобытность, а их, литовских послов, принудить своим согласием и подписями узаконить это убийство. Они не выдержали тяжести своего положения и, не желая подписывать предлагаемую унию, разъехались по домам. Люблинский сейм таким образом терял свое значение; польские сеймовые послы пришли в ярость, считая себя страшно оскорбленными этим поступком. Сгоряча некоторые даже кричали:
– Не смогли мы добром привести литовцев к унии – приведем оружием!
После споров и предположений, как быть, как довершить начатое дело, поляки, наконец, надумали, пользуясь отсутствием в Люблине литовских послов, отрезать от Литвы русские области , т. е. обессилить ее так, что она принуждена будет слиться с Польшей... Король издал универсал (указ) о присоединении к Польше Полесья (южное Полесье Беловежской пущи), затем и Волыни. Эти русские области покорились своей участи довольно легко: им не приходилось отстаивать свою государственную самобытность, а предстоял лишь выбор, от какого правительства быть в прямой зависимости – от литовского, как прежде, или от польского . За одно только опасались русские – за свое православие; но поляки их успокоили, обещали полную свободу веры. Сильнейшие из русских магнатов – князья Острожский, Чарторыйский и другие согласились подчиниться Польше. Волынские чиновники, которых призвали на Люблинский сейм вместо выборных лиц, под страхом лишиться своих мест, не оказали сопротивления полякам. Если русские и высказывали некоторые возражения против Люблинской унии, например, говорили, что русский народ их растерзает за слияние их области с Польшей, то заканчивали обыкновенно свою речь словами: "Однако волю государя мы готовы исполнить".
Именем короля им и приказано было подписать унию.
Но Волынью поляки не удовольствовались, потребовали и Киева... Литовцы испугались: Литва без русских областей становилась совершенно ничтожным, бессильным государством. Литовское посольство поспешило в Люблин с просьбой отменить универсал о присоединении русских областей к Польше и назначить новый сейм для решения вопроса об унии. Просьба эта была отвергнута; решено было прежний Люблинский сейм продолжать и предложено литовцам, уехавшим из Люблина, вернуться сюда чрез шесть недель.
Пришлось покориться этому, и прежние литовские послы прибыли на сейм.
Подписание Люблинской унии
Долго изо всех сил добивались они хоть каких-нибудь уступок в Люблинской унии для Литвы, – все напрасно. Постановлено было сначала обсудить предложения литовцев в польском и литовском сенатах. Оба сената съезжались во люблинский дворец, помещались в двух смежных залах, и король поочередно заседал то там, то здесь. Два дня сряду тянулись совещания. Больной и усталый король, едва волоча ноги, переходил из одной комнаты в другую, вымаливая уступки то у поляков, то у литовцев. Польские сеймовые послы с нетерпением ждали решения сенатов об унии; всех уже томили бесконечные переговоры. Наконец литовцы порешили, ни в чем не уступая полякам, во всем положиться на волю своего государя , предоставить ему самому по совести решить вопрос об унии, – видно, еще надеялись, что король, литвин родом, их наследственный государь, не даст их в обиду. Решение свое литовцы согласились высказать в общем собрании Люблинского сейма.
Торжественное и вместе с тем печальное зрелище представляло это собрание 28 июня 1569 г., когда старейший из литовцев, староста жмудьский, от имени всех своих товарищей, обратился к королю с речью. Глубокой скорбью звучала она, когда говоривший указывал на верную службу литовцев своим государям и отечеству и вместе с тем жаловался на неправды, насилия и обиды, какие причинялись Литве, на порабощение ее Польше (Варшавский рецесс). Закончена была эта речь на Люблинском сейме такими прочувствованными словами:
– Не допустите, ваше величество, посрамить нас! Пусть это дело так завершится, чтобы на нас не было ни одного пятна. Будьте же, ваше величество, стражем и умирителем нашего дела; пусть это будет величайшею вашей милостью... Пусть все совершится по любви... Очень больно было бы нам, если бы внуки наши посмотрели на эти сегодняшние дела вместо радости с большим горем и обвинили нас в том, что мы не видели своей неволи... Мы доведены уже до того, что должны броситься к ногам вашей королевской милости с униженной нашей просьбой. (При этих словах все литовцы с плачем упали на колени.) Благоволи так нас устроить, чтобы это было для всех с честью, а не с унижением, с сохранением доброго имени нашего и твоей царской совести. Благоволи ради самого Бога помнить то, в чем ты нам присягал.
Эта мольба литовцев, с которою они вручали королю судьбу своего отечества, тронула и бывших в Люблине поляков, – многие из них прослезились...
Люблинская уния. Картина Яна Матейко, 1869
– Милостивые паны коронные, – обратился жмудьский староста к польским сенаторам, – просим, ради самого Бога, ваших милостей кончить это дело по доброй совести с честью и радостью и для вас, и для нас, ваших братьев!
Король и польские сенаторы утешали литовцев, говорили, что их грусть напрасная; что Люблинская уния создаст братский союз Польши и Литвы, угодный Богу. Надежды литовцев на милости государя не сбылись. Он, конечно, был вполне убежден, что слияние Польши и Литвы в одно государство и один народ послужит ко благу их. После еще нескольких напрасных попыток склонить короля к милости литовцы 1 июля скрепили свое согласие на Люблинскую унию присягою.
Условия Люблинской унии
По акту Люблинской унии королевство Польское и великое княжество Литовское составляют одно "нераздельное тело", одну Речь Посполитую (res publica); у этого одного государства всегда должен быть один государь, избранный в Польше общими голосами поляков и литовцев; оставляется только титул Литовского княжества и литовские должности; король оглашается литовским князем при избрании и коронации польским королем; сеймы всегда должны быть общие; должности литовские могут быть раздаваемы только тем, которые присягнут на верность польскому королю и Польскому королевству; монета должна быть общая и пр.
Таким образом, Люблинская уния приковала Литву и западную Русь к Польше. Теперь только литовская государственная печать, которую короли оставили литовцам, хотя имели право ее уничтожить, литовские государственные чины да литовский статут (собрание законов) напоминали литовцам о прежней их самостоятельности. В этом и состояло главное значение Люблинской унии.