Кто читает псалом 112 получил помощь. Толкование Старого Завета

Кто читает псалом 112 получил помощь. Толкование Старого Завета

Вся серия последующих псалмов, начиная с 112 и кончая 116, представляет связное содержание и раскрытие одной и той же темы, это – водительство Богом еврейского народа, в чем писатель почерпает силы и уверенность, что и настоящая его молитва, к которой он призывает весь народ, будет Господом услышана и Он поможет им при настоящих тяжелых обстоятельствах ( и ), что действительно и исполнилось, почему песнь автора переходит в хвалебно-благодарственный гимн (). Указанное здесь содержание псалмов очень подходит ко времени после возвращения из вавилонского плена, когда евреи приступили к построению второго храма и здесь встречали противодействие со стороны самарян, интриговавших пред персидским двором. Эта интрига была раскрыта и обличена, и дело построения храма и восстановления Иерусалима закончилось. Поэтому-то первые псалмы, в соответствие с обстоятельствами их происхождения, отличаются просительным содержанием, а вторые, по устранении препятствий, уже благодарственным, т. е. время написания псалмов нужно относить к эпохе деятельности Неемии.

Сто двенадцатым псалмом у евреев начинается галлел (т. е. аллилуйные псалмы), обнимающий и употреблявшийся при богослужении в новомесячие. Он же употреблялся на пасхальной еврейской вечери, причем делился на две части – первая ( и ) при начале вечери, а вторая (; ; ; ; ) при конце ее.

Рабы Господа, прославляйте Его имя всегда и по всей земле (1–3). Господь главенствует над всеми народами. С неба, места Своего обитания, Он призирает на землю, чтобы возвысить нищего из праха и посадить его с князьями, чтоб дать неплодной радоваться о своих детях (4–9).

. Хвалите, рабы Господни, хвалите имя Господне.

«Рабы Господни, хвалите имя Господне» . Приглашаются к чествованию и восхвалению Господа только Его рабы, верующие в Него и исполняющие Его волю люди, так как всякий другой своими нечистыми устами только оскорбляет Высочайшее семейство и недостоин и не может достойно восхвалять Его.

. Высок над всеми народами Господь; над небесами слава Его.

"Высо та» Господа над всеми народами означает Его главенство, власть над последними. Ничто в истории жизни этих народов не может совершиться без Его воли.

. Кто, как Господь, Бог наш, Который, обитая на высоте,

. приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю;

Местом особенного обитания Господа является небо, удаленное от земли на неизмеримое для человека расстояние. Как высоко небо над землею, так неизмеримо высок Господь над всем земным и человеком. Однако Господь не оставляет земли без своего попечения, Он и "призира ет... на землю" , чтобы ниспослать слабому и беспомощному человеку разнообразные блага. В этом – выражение Его необыкновенной милости и любви.

. из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего,

. чтобы посадить его с князьями, с князьями народа его;

. неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях? Аллилуия!

Указаны действия Божественной милости: Он из ничтожества ("брения" ) возвышает и поставляет с князьями, неплодной дает детей. Вероятно, здесь разумеются не только частные случаи такой милости Божией, проявленной над отдельными людьми, вроде исцеления Иова, возвышения Давида, Моисея, Даниила и др., или, напр., разрешение неплодия Сары, Рахили, Анны, но этот образ приложим ко всему еврейскому народу, сначала ничтожному и малочисленному, загнанному и забитому в Египте, а потом размножившемуся и сделавшемуся обладателем Палестины и имевшему значительный политический вес в глазах древних языческих монархий и народов.

Этот псалом начинается и заканчивается словом «Аллилуйя», ибо, как и множество других, он предназначен для содействия великой и важной работе прославления Бога.

(I) Этот псалом призывает и побуждает нас прославить Бога (ст. 1-3).

(II) Он также дает нам тему для хвалы и вкладывает слова в наши уста. Воспевая его, мы должны со святым страхом и любовью воздать Богу хвалу (1) за превознесение Его славы и величия (ст. 4,5).

(2) За снисхождение Его благодати и милости (ст. 6-9), которые в значительной степени иллюстрируют друг друга, за то, что обе они должным образом влияют на нас.

Стихи 1-9 . Этот псалом:

I. Увещевает нас воздать славу Богу, воздать Ему славу, достойную имени Его.

1. Это приглашение довольно настойчивое: «Аллилуйя; хвалите, хвалите имя Господне; да будет имя Господне благословенно; да будет прославляемо имя Господне, ибо оно достойно славы» (ст. 1-3). Эти слова подразумевают, (1) что это необходимая и самая превосходная обязанность, которая особенно приятна Богу и занимает большое место в религии.

(2) Что это обязанность, которой мы должны посвящать много времени, которую должны часто совершать и посвящать ей всего себя.

(3) Что это тот труд, исполнять который мы часто не желаем, и чтобы призвать и побудить нас к нему, нужно заповедь на заповедь и правило на правило.

(4) Тот, кто много прославляет Бога, привлечет к этому других, так как знает, насколько важен этот труд, и осознает, насколько нуждается в помощи других (здесь достаточно работы для всех сердец, всех рук, и в любом случае их окажется недостаточно), так как получает от этого удовольствие и желает, чтобы его разделяли все его друзья.

2. Это приглашение очень настойчивое. Обратите внимание:

(1) от кого Бог получает хвалу – от Своего собственного народа. Именно их призывают прославить Бога, так как они ответят на призыв: «Хвалите, рабы Господни…» Они имеют больше всех оснований прославить Его, так как тот, кто приходит к Нему как Его слуга, знает Его лучше всех и больше других имеет Его благоволения. Их обязанность – славить Его, это работа, которая требуется от них как от Его слуг. Это легкая и приятная работа – хорошо говорить о своем Господине и воздавать Ему честь, насколько это в их силах. Если они не будут этого делать, то кто? Некоторые считают, что здесь говорится о левитах; даже если это так, то все христиане являются царственным священством, взятым в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего их (1Пет 2:9). Ангелы – слуги Господа; они не нуждаются в наших призывах к прославлению Бога, но в то же время для нас огромное утешение знать, что они славят Его и славят лучше нас.

(2) От кого Он должен получать хвалу.

От всех поколений (ст. 2) - отныне и вовек. Это дело не должно умереть с нами; давайте мы будем совершать его в лучшем мире, а пришедшие после нас - совершать его здесь. Пусть наши потомки не деградируют, и пусть Бог будет прославлен во всех поколениях, а не только в этом. Мы должны благословлять Господа в наше время, говоря вместе с псалмопевцем: «Да будет имя Господне благословенно сегодня и всегда».

От всех уголков земли - от восхода солнца до запада, то есть от всех мест, где обитают люди. Пусть каждый, кто радуется и пользуется благами восходящего солнца (а такие люди очень рассчитывают и на то, что солнце зайдет), благодарит Отца света за этот свет. Да будет прославляемо имя Господне; да будет оно прославляемо всеми народами, ибо на всяком месте от запада до востока являются очевидные доказательства и плоды Его мудрости, силы и милости. Остается лишь сокрушаться, что такая огромная часть человечества до сих пор не знает Его и воздает другим славу, которая должна принадлежать лишь Ему одному. Но, возможно, в этих стихах подразумевается больше; как предыдущий стих дал нам возможность мельком взглянуть на царство славы, где имя Божье будет благословлено вовек (когда времени не будет более и прославление станет небесным трудом), так и этот дарует мимолетный взгляд на царство благодати во время его евангельской диспенсации. Когда Церковь не будет ограничиваться одним еврейским народом, а будет распространена по всему миру, когда на всяком месте будут приносить духовный фимиам имени Бога (Мал 1:11), тогда от восхода солнца до запада будет прославляемо имя Господне людьми во всех странах.

II. Эти стихи указывают, за что мы должны воздать Богу славу.

1. Давайте взглянем глазом веры и увидим, как высоко вознеслась Его слава в вышнем мире, и скажем об этом, чтобы превознести Его (ст. 4,5). В своем славословии мы должны превозносить Его имя, ибо Он высок и высоко имя Его.

(1) Он высок над всеми народами, какими бы великолепными ни были их цари и каким бы многочисленным ни был их народ. Мы не будем спорить, является ли это высказывание истинным относительно земных царей: «Хотя они величественнее отдельных личностей, но менее значительны, чем весь народ», но этого нельзя сказать о Царе царей. Соберите все народы вместе – и Он окажется выше их. Все народы перед Ним - как капля из ведра и как пылинка на весах (Ис 40:15,17). Пусть все народы возвышенно думают о Боге, так как Он выше всех их.

(2) Он выше небес, престол Его славы находится на самых высоких небесах, и это должно возносить наши сердца, когда мы славим Его (Плач 3:41). Над небесами слава Его, то есть выше ангелов. Он возвышеннее их, так как их слава – ничто по сравнению с Его славой. Он возвышеннее того, что они делают, так как они выполняют Его поручения и делают все, чтобы угодить Ему. Он возвышеннее даже их наилучших слов о Нем. Он превознесен выше благословений и хвалы, исходящих не только из наших, но и из их уст. И поэтому мы должны спросить со святым восхищением: «Кто, как Господь, Бог наш? Кто из всех земных владык и монархов, из всех ярких и благословенных вышних духов может сравниться с Тобой?» Нет равного Ему, и никто не осмелится сравниться с Ним. Бога надо прославлять как бесконечно великого, необыкновенного и несравненного, ибо Он обитает на высоте и с высоты все видит, всем управляет и вполне справедливо привлекает всех прославить себя.

2. Давайте посмотрим вокруг себя наблюдательным оком и увидим, как огромна Его милость в этом нижнем мире, и скажем об этом, чтобы превознести Его. Он – Бог, который превозносит себя, чтобы обитать, который смиряет себя на небесах и на земле. Некоторые считают, что здесь присутствует транспозиция – Он превозносит себя, чтобы обитать на небесах, и смиряет себя, чтобы смотреть на землю. Но смысл этого стиха достаточно прост. Обратите внимание, псалом говорит, что Бог превозносит себя и смиряет себя; Он сам совершает оба эти действия; так как Он является самосуществующей Личностью, то является и источником Своей славы, и источником Своей благодати. Бог снисходит, и Его благодать проявляется:

(1) В том, что Он интересуется этим нижним миром. Его слава над всеми народами и над небесами, но в то же время Он не пренебрегает ни тем, ни другим. Бог могуществен, но в то же время не презирает никого (Иов 36:5). Он приклоняется (смиряет себя, англ.пер. KJV), чтобы призирать на все Свои творения, на всех Своих подданных, хотя сам бесконечно выше их. Задумываясь о бесконечном совершенстве, достаточности и блаженстве божественной природы, мы должны признать актом величайшего снисхождения то, что Богу угодно принимать ко вниманию Своей вечной воли и в руки Своего всемирного провидения информацию о воинстве небесном и живущих на земле (Дан 4:32);

даже в Своем господстве Он смиряет себя.

Он снисходит, чтобы созерцать происходящее на небесах, поддерживать их существование, направлять движение и принимать хвалу и служения самих ангелов, так как Он не нуждается в них и не получает от них благ.

Господь еще больше снисходит, чтобы созерцать происходящее на земле, посещать сынов человеческих, проявлять к ним внимание, чтобы повелевать и управлять их делами, отмечать, что они говорят и делают. Он делает это, чтобы иметь возможность наполнить землю милостью и тем самым показать пример того, как нужно снисходить, чтобы делать добро, обращать внимание и заботиться о своих подчиненных. Если Бог проявил великое снисхождение, созерцая небо и землю, то каким поразительным было снисхождение, когда Сын Божий сошел с небес на землю, облачился в нашу природу, чтобы иметь возможность взыскать и спасти погибшее! Для этого Он несомненно смирил себя.

(2) В особом благоволении, которое Он иногда проявляет к самым незначительным и ничтожным обитателям этого презренного нижнего мира. Он созерцает не только великие дела, происходящие на земле, но и самые незначительные, на которые великие люди обычно не обращают внимания. Он не только смотрит на них, но и совершает для них чудеса – то, что удивляет и выходит из общего следования провидения и цепи событий. Это все показывает, что мир управляется не ходом природы, ибо в таком случае события текли бы по одному руслу, а Богом природы, которому нравится делать то, чего мы не ожидали.

Тот, кем долгое время пренебрегали, иногда внезапно становится уважаемым человеком (ст. 7,8): «Он из праха поднимает бедного… чтобы посадить его с князьями».

Во-первых, таким образом Бог иногда возвеличивает себя, Свою мудрость, силу и владычество. Когда Ему нужно совершить великое дело, то Он выбирает исполнителем того, кто менее всего подходит, кого другие и Он сам считает менее всего годным для подобной почетной работы: Бог взял Гедеона, когда тот молотил зерно на гумне, Саула, когда тот искал ослиц, а Давида, когда тот был пастухом; апостолы, которые раньше были рыбаками, стали ловцами человеков. Богатство Евангелия вложено в земные сосуды, а немощные и немудрые люди избраны, чтобы его проповедовать и посрамить мудрых и сильных (1Кор 1:27,28), чтобы превосходство силы исходило от Бога и все увидели, что продвижение исходит от Него.

Во-вторых, так иногда Бог награждает за выдающееся благочестие и терпение Свой народ, который долгое время стенал под тяжестью бедности и бесчестья. Когда добродетель Иосифа была испытана и возвещена, он возвысился от тюремного праха и воссел с князьями. Тот, кто мудр, проследит за подобными поворотами провидения и благодаря им поймет милость Господню. Некоторые считают, что этот стих говорит об искуплении Иисуса Христа, и не безосновательно, так как через Него бедный падший человек был вознесен из праха (один из иудейских раввинов считал, что здесь говорится о воскресении мертвых), более того, из навозной кучи греха, и посажен с князьями, среди ангелов, с князьями народа его. Об этом пела Анна (1Цар 2:6-8).

Та, что была долгое время бесплодной, внезапно стала матерью (ст. 9). Этот стих относительно прошлых событий может касаться Сары, Ревекки, Рахили, Анны и матери Самсона, а в будущем – Елизаветы. В истории было много подобных примеров, когда Бог взирал на страдания Своих рабынь и снимал с них порицание. Он неплодную вселяет в дом матерью – не только создает семью, но и таким образом дает главам семьи работу. Отметьте: тот, кто имеет семью и семейные утешения, должен заботиться о ней; рождение детей и управление домом должны идти рука об руку (1Тим 5:14). Когда Бог неплодную вселяет в дом матерью, то Он ожидает, что она будет наблюдать за хозяйством в доме своем (Прит 31:27). Этот стих говорит, что она будет матерью, радующеюся о детях, не только в общем смысле, так как боль забывается, потому что родился человек в мир, а это будет особая радость, которая присутствует там, где рождается ребенок после долгих лет бесплодия (как в Лук 1:14), и поэтому должно присутствовать особое благодарение. Аллилуйя – славьте Господа! В то же время в данном случае радуйтесь с трепетом, так как хотя скорбящая мать стала радостной, в то же время радостная мать вновь может стать скорбящей, если дети будут отняты от нее или ожесточатся к ней. Поэтому эти слова могут относиться к евангельской Церкви среди язычников (строительство которой иллюстрируется таким образом: «Возвеселись, неплодная, нерождающая…», Ис 54:1 и Гал 4:27), за что мы, будучи грешниками из язычников и детьми оставленной, имеем основание сказать: «Аллилуйя – славьте Господа!»

Начиная с текста 112 псалма, последующие пять песен Псалтири представляют собой галлел, или собрание аллилуйных псалмов, автор которых пишет о видимом Божьем заступничестве, изливаемом на еврейский народ с начала заключения и Моисеем. Псалмопевец выражает надежду, что такое свидетельство Божьей милости к еврейскому народу свидетельствует о том, что и в нынешней сложной ситуации Иегова не оставит иудеев, и поможет им вернуться на землю Палестины. Из толкования 112 псалма становится ясно, что речь идет о вавилонском пленении.

Христианский псалом 112 как помощь вдовым людям

Текст православного псалма 112 повествует читателям о том, что, несмотря на несоизмеримую высоту, на которой находится Бог по отношению к человеку, Его забота не прекращается, подобно заботе матери о своем ребенке. Псалмопевец призывает хвалить имя Господне, но обращается не ко всем народам, как это часто можно наблюдать в подобных псалмах, а только к рабам Божиим, под которыми можно подразумевать иудеев, верующих в Иегову. Слушать онлайн и читать текст 112 псалма особенно рекомендуется вдовам, чтобы кредиторы не притесняли их за долги.

Слушать на видео молитву псалом 112 на современном русском языке

Читать текст молитвы псалом 112 на русском языке

Аллилуия.

Хвалите, рабы Господни, хвалите имя Господне. Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек. От восхода солнца до запада да будет прославляемо имя Господне. Высок над всеми ; над небесами слава Его. Кто, как Господь, Бог наш, Который, обитая на высоте, приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю; из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего, чтобы посадить его с князьями, с князьями народа его; неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях? Аллилуия!

Православный Псалтырь, текст псалма 112 на церковно славянском языке

Хвалите, oтроцы, Господа, хвалите имя Господне. Буди имя отнне и до века. От восток солнца до запад хвально имя Господне. Высок над всеми языки Господь; над небесы слава eго. Кто яко Господь Бог наш? на высоких живый, и на смирeнныя призираяй на небеси и на земли; воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога; посадити eго с князи, с князи людiй своих; вселяя неплодовь в дом, матерь о чадех веселящуся. Аллилуия!

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Толкование Псалма 112

Псалмопевец призывает всех рабов Господних хвалить имя Того, Кто, будучи вознесен и над землею и над небесами (стих 4), склоняется к ним, "умаляет" Себя (стих 6), чтобы возвысить "бедных и нищих" (стих 7). В этом описании Господа предвиденье псалмопевцем кенозиса. т. е. уничижения Иисусом Христом Самого Себя, когда Он, отрекшись от Своей небесной славы, приходит на землю (Фил. 2:7).

Псалмы 112-117 составляют так называемый галлел, или собрание хвалебных ("аллилуйных") псалмов, которые воспевались как в дни великих религиозных праздников - на Пасху, в праздники Пятидесятницы и Кущей, так и в другие святые дни, например, при богослужении в новомесячие. На Пасху псалмы 112-113 пели до принятия пищи, а псалмы 114-117 - после принятия ее.

Пс. 112:1-3 . Псалом начинается и завершается словом хвалы и призывом к ней: Аллилуйя. Хвалите… Аллилуйя! Но здесь хвалить Господа (имя Его, с которым ассоциируются все Его Божественные свойства) призываются лишь рабы Господни, т. е. люди, верующие в Него я стремящиеся жить по воле Его. Лишь они - где бы ни жили они (от восхода солнца до заката его - символ известного тогда мира) - достойны чествовать и прославлять имя Господне.

Пс. 112:4-5 . Господь, обитающий на высоте, - несравненен (Пс. 34:10; 70:19; 76:14; 88:7; Исх. 15:11; 2-Цар. 7:22). Тут понятия высок и "высота" употреблены и в значении Его всеобъемлющей, никем не превзойденной власти над вселенной. Ничто, происходящее в истории народов, не происходит помимо Его воли или вразрез с нею.

Пс. 112:6-9 . Упомянутые "высок" и "высота" означают, однако (в сознании псалмопевца) и крайнюю удаленность местопребывания Господа от земли и людей, обитающих на ней. Неизмеримы как высота неба над землей, так и высота положения Творца по отношению к творению. Но несмотря на эту "неизмеримость" Господь, в неусыпном Своем попечении о Своих созданиях, приклоняется к небу и к земле (т. е. склоняется к ним), наблюдая за всем, что там происходит ("призирает" на них), чтобы вовремя оказать помощь страдающим и беспомощным.

Из пыли (праха… брения), т. е. из крайнего унижения, поднимает милостивый Господь бедного, чтобы возвысить его до положения "князей" (стихи 6-8). Он делает это не с каждым "нищим", но в тех случаях, когда это происходит, действие милости Его явственно и ощутимо. В контексте Нового Завета милость Господня обретает духовный смысл, потому что благодаря ней верующие в Господа получаю небесное наследие.

Поскольку деторождению придавали в древнееврейском обществе особое значение, в качестве второго примера явного Божиего благословения (милости) псалмопевец приводит обращение Им неплодной в счастливую мать; из ветхозаветной истории известны несколько таких случаев: Сара, Рахиль, Анна (мать Самуила).

Итак, темой Псалма 112 является свершение Богом, по милости Его, великих и чудных дел для несчастных и пребывающих в нужде.




Top