Цветовые методы психодиагностики. Проводим с детьми цветовой тест отношений А.М
Исследование с использованием методики ЦТО (Цветовой тест отношений) А. Эткинда применяется для диагностики на модельно-образном уровне характера отношений детей и подростков со значимыми для них людьми, родителями и сверстниками, а также с собственным «я». Ценность этого метода в том, что с его помощью легко обнаружить противоречие между вербальной, то есть выраженной словесно картиной отношений и бессознательной, скрытой в подсознании. Своевременная диагностика проблем в общении с окружающими поможет решить проблему детского и взрослого невроза.
Характеристика цветового теста отношений А. М. Эткинда
Автором экспериментальной методики цветового теста отношений (ЦТО) стал советский психолог Александр Маркович Эткинд, выпускник психологического факультета Ленинградского университета, с 90-х известный западный культуролог, автор публикаций по историко-культурной тематике.
У всякой вещи свой цвет. У каждого чувства тоже. Тишина - белого цвета.
Алессандро Д’Авения
Белая, как молоко, красная, как кровь
Научно-практической целью, которую преследовал А. Эткинд, была возможность восстановления слабо осознаваемых или слабо вербализуемых особенностей межличностных отношений пациентов клинической психиатрии. Затем тест стал востребованным в консультативной психологической практике со взрослыми, позже получил распространение в исследованиях психологии детей и подростков.
Выдающийся психолог и культуролог А. М. Эткинд
В основе методики ЦТО находится гипотеза о том, что важнейшие характеристики подсознательных психологических процессов находят отражение в цветовых ассоциациях. Многочисленные психологические эксперименты подтвердили наличие прямой связи между восприятием цвета и эмоциями личности. Цветовой импульс образовывает ассоциативную пару цвет - эмоция, выводя истинное отношение человека к окружающим из области подсознательного и тайного в понятное психологу поле, что даёт возможность исследовать результаты и оказать своевременную помощь, если она требуется.
Результаты этих исследований легли в основу психодиагностического метода цветового теста Люшера. По мнению Люшера, каждый цвет несёт закодированную бессознательную информацию, он же разработал и способ трактовки каждого цвета.
А. Эткинд предложил использовать метод цветовых ассоциаций для расшифровки неосознаваемой информации о межличностных отношениях и самооценке испытуемого, что помогло бы понять глубинные причины внутреннего или внешнего конфликта или эмоционального напряжения личности.
Он исходил из таких предположений:
- за каждым цветом, выбранным исследуемым для того или иного персонажа или события, стоит архетипическая информация, которая и станет индикатором межличностных отношений тестируемой личности;
- тестируемый выстраивает собственный рейтинг, основанный на симпатии к одному цвету и отвергнутости другого, а межличностные отношения проецируются на эту шкалу и анализируются согласно цветовым приоритетам.
Процедура проведения Цветового теста отношений
Цветовую психодиагностику отношений можно начинать с детьми от пяти лет и старше. Исследования детей, страдающих неврозами, в возрасте от трёх до пятнадцати лет показало, что дети уже в три - четыре года воспринимали задание на цветовые аналоги с интересом, как игру. В игре ребёнок «раскрывается» и зачастую неосознанно выражает те чувства, о которых избегает рассказывать напрямую. Даже дети-аутисты, испытывающие затруднения с вербализацией своих отношений, легко реагировали на цветовой тест.
Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребёнку для своего роста и развития.
Базыма Б. А
Психология цвета. Теория и практика
Организация тестирования детей разного возраста
Диагностика с использованием цветового теста отношений для старших школьников практически не отличается от проведения подобного теста со взрослыми, тогда как для дошкольников и младших школьников процедура предельно упрощена и адаптирована.
Организация и проведение тестирования предполагает строго индивидуальную форму работы.
Следует подготовить набор карточек восьми цветов, которые используются в так называемом «кратком цветовом тесте Люшера». Цвета имеют свою нумерацию:
- Серый (условный номер - 0).
- Синий (1).
- Зелёный (2).
- Красный (3).
- Жёлтый (4).
- Фиолетовый (5).
- Коричневый (6).
- Чёрный (7).
- Раскладывают карточки на столе со светлой поверхностью или белом листе плотной бумаги в случайном порядке полукругом. Карточки не должны перекрываться или наезжать друг на друга.
Для проведения ЦТО используем восьмицветовые карточки Люшера
Освещение предпочтительно наиболее близкое к естественному, но следует избегать прямых солнечных лучей, падающих на стол или в лицо ребёнка, при искусственном освещении - бликов от осветительных приборов.
Подготовка списка персонажей и понятий, которые будут применяться
Предварительно исследователь в личном диалоге с тестируемым составляет перечень значимых для последнего персонажей из ближнего или дальнего круга социальных контактов. В него могут входить члены семьи, друзья, спортивный тренер, учитель, воспитатель, нянечка в детском саду (в зависимости от возраста ребёнка), то есть те, кто играет определённую роль в жизни исследуемого. В этот же список включаются проекции тестируемого во времени и пространстве.
Для школьников будут интересны и значимы понятия: «ты в школе», «ты с друзьями», «ты на школьном празднике», «ты на соревновании», «ты на отдыхе с родителями». Дошкольнику стоит предложить ситуации «ты играешь с друзьями», «ты в детском саду», «ты гостишь у бабушки», а также понятия «твоя любимая игрушка», «твой домашний питомец».
Домашний питомец - значимое для дошкольника понятие
Эта информация записывается на отдельном листе бумаги. Содержание списка зависит от личностных особенностей и увлечений ребёнка, его возраста и задач тестирования.
К примеру, если учебные интересы исследуемого имеют гуманитарную направленность (о чём можно узнать из беседы с учителем), в тест целесообразно ввести вопросы о любимой книге, писателе, поэте - порой мнение автора книги для подростка не менее авторитетно, чем родительское.
Если ребёнок занимается спортом, в круг значимых людей включают тренера, товарищей по команде, а в список понятий - соревнования, тренировки. Случается, дети занимаются каким-либо видом деятельности не из собственных предпочтений, а чтобы не конфликтовать с родителями, которым фигурное катание или школа с математическим уклоном кажется наилучшим жизненным стартом для их детей. Ребёнку же не нравится выбор их, он находится в постоянном внутреннем конфликте, занимаясь нелюбимым делом ради близких людей.
При возникновении подозрений на насилие и агрессию в школе (родители могут обратиться с такой проблемой к школьному психологу), тест имеет направленность на определение отношений с внешним кругом общения (знакомые). Список лиц будет включать одноклассников, старших и младших товарищей по школе, учителей. Ситуации подбираются «школьные»: «ты на перемене», «тебя вызвали к доске», «ты идёшь один с уроков поздно вечером». Разумеется, такие важные, болезненные вопросы необходимо перемежать нейтральными, о семье, хобби, чтобы подросток не замкнулся в себе и не отказался от тестирования.
Коричневый, серый, особенно чёрный цвет ассоциации - повод забить тревогу, искать и устранять причины стресса и депрессии. Благодаря тесту подсознание ребёнка даст направление, в котором находится источник неприятностей.
В отличие от детей дошкольного и младшего школьного возраста, старшие школьники воспринимают тест не как игру с цветами. а как возможность понять себя, разобраться в своих переживаниях, и грамотный психолог отнесётся с уважением к такому восприятию теста почти уже взрослыми людьми. «Помоги мне узнать тебя - и я в помогу в этом тебе», - в таком ключе должно быть построено тестирование самых старших школьников.
Вопросы о будущей профессии, о планах после окончании школы, о взаимоотношениях с противоположным полом могут вводиться в тест, но делать это надо тактично, не свысока, на равных. Тут важен и тон психолога, и его авторитет у ребёнка.
Следует также помнить, что мальчики не менее чувствительны и ранимы, чем девочки. Но в силу воспитания и общественных стереотипов склонны скрывать свои чувства.
Если с малышом можно поиграть, то со старшим ребёнком нужно сотрудничать. Тестирование у психолога в старшем школьном возрасте редко проходят ради интереса. Приходя за помощью, подросток должен убедиться, что его принимают всерьёз.
К проблемам подростков следует относиться с особым уважением
Психолог может дополнительно согласовать или уточнить список, задавая наводящие вопросы родным, учителям ребёнка. Рекомендованное специалистами количество позиций в списке - не более 18–20 и не менее 12.
Этапы диагностики по А. М. Эткинду
Непосредственно тестирование делится на три этапа: исследование ассоциаций, короткий отдых (5–7 минут) и определение ранга карточек (установление цветовых предпочтений).
Исследование ассоциаций
Перед тестируемым произвольно раскладываются восьмицветовые карточки Люшера. Психолог обращается к ребёнку с просьбой подобрать карточку, наиболее соответствующую характеру того или иного человека из списка, уточняя при этом, что каждый цвет может быть выбран неоднократно.
Важно узнать, понимает ли ребёнок, что такое характер и не подменяет ли он это понятие восприятием человека по его внешнему виду (цвету одежды, волос).
Если ребёнку трудно абстрагироваться от внешних признаков, и психолог выяснил это, задав наводящие вопросы, можно перефразировать инструкцию следующим образом: «Выбери цвет, который наиболее подходит, когда ты думаешь о маме». Персонажи из списка называют по мере возрастания их значимости, то есть наименее значимые называются первыми. Все решения тестируемого по поводу его выбора в цифровом виде записываются в соответствующей графе протокола.
Психолог просит испытуемого подобрать цветовую карточку, соответствующую персонажу или понятию из списка
Установление шкалы цветовых предпочтений
После окончания этапа цветовых ассоциаций ребёнка на несколько минут отвлекают другим занятием или разговором. Затем его внимание вновь возвращают к цветовым карточкам, но теперь задача будет состоять в том, чтобы разложить их в порядке степени приятности начиная с самого приемлемого. Существует два способа определения цветовой шкалы.
В первом варианте ребёнок выбирает самую привлекательную для него карточку, она изымается, а выбор фиксируется в цифровом виде в первой графе протокола. Аналогичная процедура выбора повторяется четыре раза, таким образом, последовательно заполняются первые четыре графы протокола. Из оставшихся четырёх цветовых карточек ребёнку теперь предлагают выбрать самую неприятную, результат фиксируется в числовом виде к крайней правой графе протокола.
Подобную процедуру повторяют ещё трижды, шаг за шагом заполняя оставшиеся разделы протокола, теперь справа налево. В итоге получает цифровой ряд соответствующий цветоассоциативным симпатиям испытуемого.
Этот алгоритм можно использовать для детей, испытывающих проблемы с выбором, когда от них слышишь фразу: «Мне все цвета нравятся, нет таких, которые не нравятся».
Во втором варианте исследователь просит ребёнка указать карточку, которая нравится больше остальных. После выбора испытуемого карточка убирается, подобная процедура повторяется шесть раз, пока не останется лишь две карточки. Каждый раз результат заносится в протокол начиная с крайней левой графы. Из оставшихся двух предлагают выбрать самую приятную, последняя оставшаяся карточка заносится под цифровым значением в крайнюю правую графу.
Этот вариант предусмотрен для детей, которые испытывают трудности с переключением внимания, с высокой степенью инертности психики.
Какие адаптированные методики существуют для дошкольников
С детьми младшей возрастной категории (4,5–6 лет) можно использоваться адаптированный вариант методики, который базируется на ЦТО и называется «Круги отношений». Психолог предлагает детям нарисовать яркие бусинки к каждому своему социальному «я» (сын - дочка, друг - подруга и т. д.) наиболее подходящим цветом.
Так проявится неосознанный уровень восприятия своей роли и значимости в семье и среди ровесников. Сравнивая устные рассказы детей об отношениях с родственниками и друзьями с их же цветовыми аналогиями, исследователь обнаружит их согласованность или разногласие. Кроме того, методика позволяет установить желаемые отношения по гипотетической формуле: «А теперь расскажи, о чём ты мечтаешь, как бы тебе хотелось», или сориентировать на будущее по варианту: «Сейчас так, но когда-нибудь будет…»
Вызывает интерес также модификация ЦТО для дошкольников - игра «Цветик-восьмицветик», предложенная А. О. Прохоровым и С. В. Велиевой, где цветовые карточки выполнены в форме лепестков сказочного цветка. Ход исследования и обработка результатов аналогичны тем, что проводятся в тесте Эткинда.
Обработка и интерпретация результатов
Запись результатов теста цветовых отношений ведётся с помощью протоколов, персональных для каждого тестируемого.
Варианты записи результатов ЦТО
Данные по результатам теста заносятся в специальный протокол, к которому прикрепляются линейки валентного и нормативного выбора. Случается, что испытуемый выбирает сразу несколько цветовых карточек к одному понятию или персонажу. В таком случае записать нужно все варианты выбора, но уточнить, какой из них наиболее предпочтителен, и отметить это в протоколе.
Протокол цветового теста отношений по А. М. Эткинду - таблица
№ | Цвет | Слова-стимулы | Валентность/ Нормативность | Значение цвета | |
1 | Синий | Грусть, интерес, высокая мораль, свобода |
|||
2 | Зеленый | Интерес, доминантность, интровертированность, жёсткие отношения в семье | |||
3 | Красный | Радость, гнев, экстравертированность, высокая сила при высокой активности, структурность | |||
4 | Желтый | Удивление, высокая активность при низкой силе, низкая моральная направленность | |||
5 | Фиолетовый | Эгоизм, неискренность, низкая сила при низкой активности | |||
6 | Коричневый | Слабость, зависимость | |||
7 | Чёрный | Страх, гнев, высокая сила при низкой активности | |||
0 | Серый | Грусть, утомление, слабость, пассивность, непонимание |
Для записи результатов игры «Цветик-восьмицветик» авторами исследования рекомендован другой протокол, возможно, он покажется кому-то более удобным. Предлагаем вашему вниманию протокол с примерными данными ЦТО для дошкольников.
Протокол записи результатов модификации теста ЦТО «Цветик-восьмицветик» - таблица
Формализованный анализ
Рейтинг цвета представляет собой цифру в индивидуальной цветовой линейке и является формальным показателем теста. В специальной литературе этот показатель получил название валентность. Понятие валентности тесно связано с нормативностью, то есть установленной путём многочисленных экспериментов средней нормой выбора цветов по убыванию предпочтений.
Таблица: нормативность цветов теста Люшера
Номер цвета по Люшеру | 3 | 4 | 2 | 5 | 1 | 6 | 0 | 7 |
Нормативность цвета | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
То есть, в норме исследуемый с устойчивой здоровой психикой выберет первым красный, за ним жёлтый, зелёный цвета и так далее.
Важнейшим показателем является место, которое занимает цвет в ряду личного выбора по отношению к серому, архетипическая характеристика которого традиционно ассоциируется со слабостью, нейтральностью, безразличием и отчуждённостью в эмоциональной сфере. Серый выступает в роли символической границы, отделяющей поле эмоционально позитивного, активного от эмоционально пассивного и негативного. Таким образом, значимые персонажи или понятия, располагающиеся перед серым в индивидуальной линейке ассоциируемых цветов, определяются как наиболее важные и положительные в восприятии ребёнка.
Благополучие в семейных отношениях благоприятно сказывается на психике малыша
При проведении тестирования детей обнаружили любопытную зависимость цветоассоциативного выбора от сложности или упрощённости психических реакций. Если ребёнок выбирает несколько цветовых карточек к одному понятию, это может служить показателем сильного потенциала творческих способностей испытуемого. По мнению психологов, параметр сложности увеличивается с возрастом, маленькое значение этого параметра может сигнализировать об общем эмоциональном негативизме по отношению к исследованию.
Качественный анализ теста
Стоит обратить внимание на то, что цветоассоциативные ответы следует интерпретировать в их взаимосвязи, то есть целостно. Чем более высокий уровень личной симпатии и предпочтения испытывает ребёнок к тому или другому персонажу, тем более высоким цветом он обозначается. Родственник, который внушает чувство страха, отчуждённости будет ассоциироваться с низким цветом в индивидуальной цветоассоциативной шкале.
Сопоставление осознаваемых оценок отношений, которые даются на вербальном уровне, и неосознаваемых, которые обнаруживают себя в цветовых аналогиях, часто выявляют противоречия, диссонанс в описании характеристик или моделей отношений, например: «Мама - заботливая, внимательная, ласковая», а цветовая ассоциация - коричневый цвет.
Любопытные результаты даёт анализ цветовой аналогии тестируемого с самим собой, то есть с каким цветом он символически соотносит самого себя. Низкий рейтинг цвета, который выбирает ребёнок в определении самоотношения, указывает на заниженный уровень самооценки, на проблемы с самоуважением. Цвет, совпадающий с цветовым символическим изображением одного из родителей, говорит о сильной эмоциональной связи, близости и взаимопонимании.
Близость, доверие и взаимопонимание - главное в семейных отношениях
Положение цвета самооценки ребёнка относительно родительского цвета указывает на модель внутрисемейных взаимоотношений:
- выше по месту чем родительские цвета - по принципу «я - хороший, они - плохие»;
- ниже - «я - плохой, они - хорошие»;
- между ними - ребёнок ищет защиту от противоречивых, сложных отношений.
Диагностически значимым и важным является не только рейтинг цвета, но и сам этот цвет, содержащий в себе ценную информацию, которая позволяет подробно расшифровать характеристику самоотношения и внутрисемейных отношений. Анализ статистических данных, полученных в результате изучения эмоциональной реакции на цветовой возбудитель, продемонстрировал, что большинство испытуемых закономерно, статистически стабильно указывают на взаимосвязь цвета и эмоционально-личностных характеристик. Каждый цвет выступает в качестве индикатора эмоциональных проявлений отношений.
Например, красный укажет на волевое, энергичное, подавляющее доминирование отца или на импульсивное, спонтанное поведение матери. Серый продемонстрирует наличие в семье дистанции, непонимания и безразличия в отношениях между ребёнком и родителями. Зелёный расскажет о строгости и суровости, чрезмерном контроле и удушающей опеке.
Цветовой тест отношений расскажет об истинном положении в семье ребёнка
Символическое значение цветов в интерпретации Люшера и их этически-личностные характеристики
- Синий - покой, зона комфорта, свобода, честность, доброта, справедливость. Преобладают внутренние ощущения психологического удовлетворения, гармонии и безопасности, отсутствует напряжение и психологический зажим. Символизирует взаимосвязь, привязанность, крепкие и прочные отношения. Отвержение синего может быть симптомом неудовлетворённой потребности душевной близости и тепла.
- Зелёный - самоутверждение, самоуверенность, стремление к обладанию, руководству, превосходству и власти, эмоциональная чёрствость. Поведение в стиле «зелёного» стремится к управлению и контролю над важными объектами или процессами. Зелёный цвет на нижних регистрах (7, 8 место) означает признание собственного бессилия, подсознательному перекладыванию вины на других и ненависть к ним. Компенсацию такие люди ищут в суррогатной деятельности, такой как любовь к путешествиям и частым поездкам.
- Красный - воплощение витальной энергии и силы, стихии огня. Выражает высокую интенсивность и наполненность жизни, мужественность, стремление к успеху, победе, желание проникать, покорять, преобразовывать. Если красному отдаётся предпочтение, то выбравший его испытывает мощный порыв к действию, седьмое или восьмое место говорят о дефиците жизненной силы, например, при изматывающих и истощающих хронических конфликтах.
- Жёлтый - свет, лёгкость, живость, освобождение и расслабленность, открытость, общительность. Первое место жёлтого означает сильное желание счастья, последние места сигнализируют о разочаровании, внутренней пустоте и изоляции.
- Фиолетовый - волшебство, нерешительность, инфантилизм, эгоцентризм, мечтательность. Неискренность, интуитивное восприятие мира.
- Коричневый - пассивность, зависимость, добросовестность, стремление к телесному комфорту, уюту, удовлетворённости.
- Чёрный - символическое выражение идеи «ничто», отказ, оборона, протест, замкнутость, психологическая закрытость, упрямство, враждебность, нелюдимость.
- Серый - бесцветность, отгороженность, нейтральность, пассивность, безответственность, безынициативность, заниженная самооценка
Однако, стоит заметить, что прямое значение цвета, которое представлено в толковании Люшера, при проведении тестирования детей, особенно дошкольников, следует использовать с осторожностью. Личность ребёнка не сформирована в той мере, чтобы можно было говорить об устойчивости эмоциональных реакций, поэтому перенос непосредственной характеристики цвета на интерпретацию детских ответов будет недостаточно корректным.
Прямое толкование цвета при анализе исследования будет совершенно обосновано у старших школьников, личностные качества которых практически тождественны взрослым. А. Эткинд считает допустимым использовать у детей лишь общие символические характеристики цветов, они укажут на общие тенденции личности ребёнка, которая ещё находится в процессе формирования и развития.
Система отношений наделена подвижным характером и развивается на протяжении всей жизни человека, существенно воздействуя на социальное существование личности. Исследование эмоциональной окраски отношений человека со значимыми для него людьми, а также с самим собой обнажает как осознанный, так и скрытый от сознания пласт этих отношений. Методика Эткинда показала себя как достаточно эффективный и компактный способ диагностики неадекватного соотношения вербального и бессознательного уровня межличностных отношений.
Сегодня многие знают, что цветовая гамма имеет определенное влияние на психику человека. Множество проблем можно решить, правильно подобрав цвет. Грамотный подбор сочетания цветов позволит привлекать клиентов в магазины и рестораны. Уютный интерьер тоже можно создать с помощью правильных оттенков. Для людям проводят тест Люшера. Как правильно расположить цвета? Так, как подскажет вам интуиция. Интерпретация и анализ результатов этого теста показывают состояние личности на данный период времени.
Тест Люшера - детская забава или научный инструмент?
Разумеется, довольно сложено поверить в то, что настолько простая методика диагностики может показать достоверные результаты, особенно человеку, далекому от такой науки, как психология. Однако научно подтверждены следующие преимущества этого теста:
- Тест Люшера - методика экспресс-диагностики, которая занимает не больше пяти минут. Кроме того, она позволяет не прибегать к непосредственному опросу тестируемого.
- Субъективно повлиять на результат во время теста Люшера невозможно - это затрагивает и сам процесс диагностики, и обработку и расшифровку показанных результатов. То есть тест Люшера, ответы на который нельзя предугадать, является объективной диагностикой состояния личности.
- С помощью этого метода возможно узнать причины и структуру многих недугов или же их симптомы без консультации опытного психолога.
- Тест Люшера может выявить как конституциональные особенности характера пациента, так и его актуальное психологическое состояние.
- Эта методика диагностики содержит подробнейшие рекомендации для лечащего врача при использовании как в гомеопатической, так и в психотерапевтической практике.
- Причины многих болезней, а также профессиональные качества тестируемого способен диагностировать тест Люшера. Описание результатов также выявит многие черты характера испытуемого.
Плод многолетних трудов
Макс Люшер - швейцарский психолог, создавший цветовой тест, который обрел всемирную известность. Причем сделал он это на заре своей научной деятельности, будучи еще совсем молодым ученым. К своим 16-ти годам Люшер уже наработал солидную теоретическую базу и усердно трудился над собственными научными трудами и разработками. Например, в начале 1940-х годов одним из увлечений ученого стало создание альтернативной типологии характеров.
Во время работы Люшер выделил цветовосприятие в качестве показательной личности, которая дает представление об особенностях характера, а также о психоэмоциональном состоянии человека. В процессе этой научной деятельности Макс Люшер пришел к оригинальному по тем временам выводу о том, что цветовосприятие каждого человека универсально, а вот эмоциональное - сугубо индивидуально. На основании этого Люшер сделал следующий еще один вывод: существует возможность использования цветовых тестов в качестве методики диагностики в психиатрии и психологии.
Характеристика цветов по Люшеру
Люшер разделил цвета на 4 дополнительных и 4 основных. Дополнительные - это коричневый (символизирует стресс), серый, или нулевой (символ огорчения), фиолетовый (символизирует тревогу) и черный (символ переживаний).
Основные цвета - это синий, символизирующий спокойствие и удовлетворение, оранжево-красный - символ агрессивности, возбуждения, сине-зеленый, символизирующий упрямство, уверенность и настойчивость, и светло-желтый - символ активности и веселья.
Физиологические характеристики цветов
Эксперименты доказали, что при длительном рассматривании оранжевого цвета люди испытывали стимулирующий эффект, например ускорение сердцебиения, дыхания, повышение давления и прочее. также способен оказывать возбуждающее действие на нервную систему.
А вот темно-синий, по данным эксперимента, показал абсолютно противоположные результаты: понижение давления, замедление дыхания и сердцебиения. То есть экспериментально доказано, что оказывает успокаивающее действие на организм человека в целом и на вегетативную нервную систему в частности (все комплексные процессы организма, осуществляющиеся непрерывно и бессознательно, к примеру пищеварение, сердцебиение и деятельность легких, регулируются вегетативной нервной системой).
Возможно ли использовать тест Люшера, если у тестируемого наблюдается дальтонизм?
Этой проблемой занимался Л. Штайке. Ученый сделал проверку теста Люшера на возможность его использования при дальтонизме. Л. Штайке изучил контрольную группу лиц, не являющихся дальтониками, и лиц, страдающих полной или частичной слепотой к зеленому и красному цветам. Обширные статистические результаты исследований показали, что дальтонизм при прохождении теста Люшера не играет абсолютно никакой роли.
Как проходить тест Люшера?
Согласно описанию теста, выбор одного из четырех основных цветов указывает на желаемое состояние человека, а выбор дополнительного цвета покажет действительное положение испытуемого.
Результатом теста является составление восьми позиций, из которых первые две показывают выраженное предпочтение, третья и четвертая - предпочтение, пятая и шестая - нечувствительность к цвету, а седьмая и восьмая - полную антипатию тестируемого к цвету.
Во время прохождения теста психолог записывает выбранные испытуемым цвета в виде перечня номеров в порядке предпочтения, при этом указывая их позиции. Интерпретация полученных значений дает результаты. В первую очередь описывают положение четырех основных цветов, с условием что их позиция не далее пятой. В противном случае можно заключить, что у тестируемого имеются тревоги и неудовлетворенные потребности.
На основании интерпретируемого теста Люшера, а также при сопоставлении его с анкетированием, беседами с испытуемым можно судить о его чертах характера и особенностях личности.
Требования к предъявляемым цветам
Психологи считают, что цветовой тест Люшера необходимо проводить при естественном освещении, ни в коем случае не под светом ламп в помещении. При этом прямой солнечный свет не должен воздействовать на таблицу цветов. Полный тест Люшера необходимо проводить исключительно с использованием оригинальных карточек размером 8 на 8 сантиметров. Иначе материал для теста считается непригодным.
Однако проведенные исследования показали, что цветовой тест Люшера можно проводить с монитора компьютера, но при этом необходимо учитывать, что каждое устройство обладает своей цветопередачей.
Достоинства и недостатки теста Люшера
Бессознательные процессы диктуют выбор цвета - это основа, на которую опирается тест Люшера. Правильный выбор цвета основывается на том, каким человек является, а не на том, каким он себя видит или каким желает стать, как это в большинстве случаев происходит при использовании прочих методов опроса.
Сторонники теста Люшера как методики диагностики психофизического состояния человека утверждают, что этот метод опроса позволяет сделать глубокий и в то же время быстрый анализ личности на базе информации, полученной при обычном ранжировании цветовых карточек.
Тест Люшера: как правильно расположить цвета?
Созданный Люшером метод - один из самых любимых у психологов. В тройку лидеров входят еще тесты Кеттелла и Айзенка. Помимо этого, данный тест очень часто необоснованно применяют для отбора людей. Почему? Потому что он зачастую дает много полезной информации о человеке за незначительное время. А необоснованно потому, что полный тест Люшера является методикой диагностики не свойств личности, а ее состояния. Опытным путем доказано, что спустя несколько месяцев люди раскладывают цвета абсолютно по-другому. Отбирать людей необходимо по характеристикам, устойчивым во времени, к примеру по интеллекту.
Кроме того, не составит труда обойти тест Люшера. Как правильно расположить цвета - это все, что необходимо будет запомнить. Существует идеальная последовательность из восьми цветов.
Есть большое количество толкований теста Люшера. Поэтому, если вы не хотите в глазах психолога оказаться беременной женщиной, алкоголиком или наркоманом, то лучше расположить цвета в близкой к идеальной последовательности. Это послужит своеобразной техникой безопасности.
Итак, вы проходите тест Люшера. Как правильно расположить цвета? Верная последовательность - это красный, желтый, зеленый, фиолетовый, синий, коричневый и черный. Также помните, что карточки, по которым проводят тест Люшера, имеют своеобразные оттенки.
Лучше не рисковать и не располагать цвета в идеальной последовательности, так как она хорошо и носит название «аутогенная норма». Будет лучше, если вы немного поменяете цвета местами. В идеале в первую очередь должны идти основные цвета - от красного до синего, а потом дополнительные. Можно поменять местами, например, желтый и красный. Ни в коем случае не отодвигайте на шестое место синий цвет! Можно поменять его с фиолетовым.
“Цвета действуют на душу:
они могут вызывать чувства,
пробуждать эмоции и мысли,
которые нас успокаивают
или волнуют, они печалят
или радуют.”
(Гете)“Все живое стремится к цвету...”
(Аристотель)
Актуальность и насущная необходимость применения методик цветовой диагностики эмоций и отношений очевидна, так как эмоциональные процессы и процессы развития личности являются наиболее сложной проблемой для психологического исследования, в основном из-за того, что методики диагностики эмоциональной сферы в большинстве своем либо объемны по количеству вопросов в анкетах, либо занимают много времени при проведении опроса и интерпретации, либо субъективны в оценке, так как основная масса этих методик – проективные, рисуночные или на основе таковых.
Ни одно описание не может охватить всех человеческих чувств и состояний, как и в цветовом спектре, в эмоциях человека из основных цветов можно получить огромное количество промежуточных оттенков и состояний.
Изучение цветовой сенсорики восходит к исследованиям Фехнера. Основной вывод его исследований это – независимость цветовых предпочтений человека от культуры, воспитания, условий проживания. Человек любой национальности в определенных ситуациях предпочитает определенные цвета. Люди противопоставляют цвет один другому, противопоставляют контрастность теплых и холодных тонов. Теплота цвета в большей степени связана с нашими субъективными ощущениями, хотя теплота цвета относительна, так карминно- красный, например, выглядит холодным по сравнению с оранжевым, но воспринимается, как теплый по сравнению с синим.
С цветовыми контрастами связаны понятия не только теплый – холодный, спокойный – возбуждающий, но и понятия нравственные, плохой – хороший.
Исследователи доказали, что каждая эмоция ассоциируется у человека со своим специфическим цветовым фоном и насыщенностью.
По данным исследований Ч.А. Измайлова цветовой тон можно представить в виде непрерывного континуума, где будут располагаться большинство человеческих эмоций. Основная масса наших эмоций расположена в цветовой гамме от синего до сине-красного, малинового или фиолетового цвета, меньшая часть эмоций находится в спектре зеленого и зелено-синего цвета и совсем мало эмоций в спектре салатовых оттенков.
В спектре с длинами волн цветового излучения от 700 Гц до 620 Гц располагаются такие эмоции как: воодушевление, радость, веселье, восторг, раздражение, обида, гнев, возмущение стыд (синий – красный). Мы знаем выражение “покраснеть от стыда”…
В спектре с длинами волн цветового излучения от 620 Гц до 580Гц располагаются: ненависть, страх, тревога, сомнение, разочарование, отвращение (красный – желтый).
Кусочек спектра с длиной волны от 570 Гц до 550 Гц вмещает в себя тоску и печаль (желтый – зеленый). Вспомним выражение “тоска зеленая”…После 550 Гц в цветовом спектре размещаются: интерес, удовлетворение, удивление, спокойствие (зеленый – синий).
(Приложение. Рисунок 1 )
Каждый цвет имеет множество значений. Существует взаимодействие цвета и времени – каждая эпоха выбирает свой цвет: серый – пуританство и послевоенная Британия, Древний Рим – пурпур, как символ власти. Существует также школа исцеления с помощью цвета. Впервые над этим задумались древние греки: проходя через окно храма цвет разбивается на спектр, таким образом, человек вбирал тот цвет, который хотел. В Древнем Китае на солнце лежали в красном шелке – и так излечивали следы оспы. В 18 веке в Европе были распространены цветные витражи. По мнению исследователей, если человек устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный, то есть и состояние человека при этом сменится на противоположное. Красный всегда влияет на физическое состояние, желтый – на умственное, а голубой – на эмоции. Соответственно влияют и их оттенки. Предпочитаемый цвет дает представление о сиюминутном состоянии, отвергаемый цвет дает информацию о причинах, которые побуждают совершать ошибки. Феномен цветовосприятия и особенности взаимодействия человеческого организма с цветом интересовали многие поколения исследователей. Многие пытались разгадать загадку глубинного влияния цвета на внутреннюю жизнь человеческого организма. В Древней Индии человека считали “светоносным” подразумевая единство цветовых энергий и соков тела: крови, лимфы и т.д. Согласно доктринам индийских йогов человеческий организм соткан из переплетающихся вибраций звуков и цветов, мелодий и световых потоков, динамика которых определяет психическую жизнь человека. Древние именовали глаза человека “окнами”, “вратами восприятия”. Мы привыкли, что организм воспринимает цветовые потоки посредством зрительного анализатора, однако это не единственный канал, по которому цветовая энергия достигает организма. Многочисленные исследования феномена кожного зрения доказали возможность восприятия цвета не только рецепторами сетчатки глаза но и практически любой клеткой организма. Не зря цветовой спектр делится на теплые и холодные цвета, это близко к температурным ощущениям человека.
Цветопсихологами накоплено множество удивительных фактов. Существует предположение о функционировании Единой Живой Энергии, различные формы и состояния которой воспринимаются людьми как отдельные цвета.
В сочетании с направленным музыкальным воздействием цвет широко используется в коррекционной и терапевтической работе.
За долгую историю развития человечества в культуре сложились соответствия цвета тому или иному символу.
Наблюдения Г. Флиринга и К.Ауэра показали, что у каждого человека есть свое особое отношение к цвету. У большинства людей есть определенные симпатии к одним цветам и антипатия к другим, то есть у человека есть шкала любимых и нелюбимых цветов. Склонность человека к тому или другому цвету меняется под воздействием тех или иных временных или духовных факторов. Однако личностную шкалу предпочитаемых цветов Флиринг и Ауэр рассматривали как выражение индивидуальности. Эта шкала меняется в течение жизни, как правило, дети предпочитают красный цвет всем другим, у взрослых любимый цвет синий, а потом красный. Если вспомнить, что красный символизирует активность, а синий и голубой покой, то связь очевидна. Взрослые менее активны, чем дети и больше стремятся к покою, так как больше устают.
Г.Флирингом был создан тест “Цветовое зеркало”. Методика предназначена для изучения личностных характеристик. Диагностический материал представляет собой буклет из 23 цветных квадратов на серебристом фоне, которые согласно инструкции ранжируются испытуемым.
Цветопредпочтения – это психотип личности. Отвергаемые цвета означают наличие страхов и конфликтов в той области, которую символизирует отвергнутый цвет. Скачки в выборах говорят о непоследовательности и импульсивности личности испытуемого.
Психотипы личности определяются цветовой гаммой выбранных квадратов:
Зелено-синий – мыслительный тип.
Красно-оранжевый – чувственный тип.
Оливково-зеленый – интуитивный тип.
Желтый цвет +оранжевый – экстраверты.
Фиолетовый – черный – розовый – интроверты.
Не менее сложной является теория функциональной психологии Люшера. На основе функциональной психологии цветовосприятия он создал свой известный тест.
Тест Люшера относится к проективным методикам и предназначен для изучения ситуативного эмоционального состояния личности и ее адаптации к различным социально-психологическим ситуациям. Он разработан на принципах функциональной психологии, где основа чего либо (в данном случае значения цвета) – постоянная величина. Почти полвека эта методика используется педагогами, психологами, психиатрами. Она используется по всему миру и во всех культурах.
Основой для создания теста Люшеру послужила цветопсихологическая концепция связи основных цветов с определенными настроениями и спецификой отношений испытуемого с окружением. При создании теста Люшер использовал данные многолетних статистических исследований о психологическом значении различных цветов. Также Люшер учитывал теоретические выкладки известных абстракционистов-художников Кандинского, Малевича, Мондриана.. Интересно, что сам Люшер имел глубокий художественный вкус и четко понимал свои реакции на цвет.
Специфика воздействия цвета на психику остается неизменной вне зависимости от состояния организма на момент тестирования. Символическое значение цвета, его “психологический код” объективен всегда и не зависит от положения цвета в ряду выбора.
В.М. Бехтерев утверждал, что умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем лекарства. Мы уже знаем, что цвета способны возбуждать или подавлять, создавать ощущение тепла или холода, сузить или расширить пространство в помещении, создать свет или тень.
Например, красный цвет средневековые врачи использовали для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и кожных заболеваний.
Голубой цвет оказывает болеутоляющее действие.
Фиолетовый цвет и оттенки голубого лечат неврологические заболевания.
Красный и желтый цвет благотворно влияет на апатичных и анемичных детей, способствует повышению их активности и улучшению настроения.
Зеленый цвет был использован при лечении психопатических расстройств и нервных болезней. Он хорошо действует, когда нужно дисциплинировать и контролировать поступки человека.
Итак, основными цветами спектра являются: красный, синий, зеленый, желтый.
(Приложение. Рисунок 2 )
(Приложение. Рисунок 3 )
О теоретических аспектах цветовой диагностики можно говорить бесконечно, поэтому перейдем к практической части, а именно как можно психологу применить цветовую диагностику в диагностической и коррекционной работе.
(Приложение. Таблица 1 )
Однако начинающим психологам лучше пользоваться стандартными интерпретационными таблицами Люшера. Данная таблица представляет собой сокращенный вариант и удобна в случае, если тест Люшера используется в сочетании с другими методиками диагностики эмоционально-волевой сферы. В диагностике профессиональных предпочтений в качестве дополняющего теста также можно использовать вариант теста Люшера, адаптированный Собчик.
Метод цветовых выборов (МЦВ) Собчик позволяет на основании использования оригинального стимульного материала Люшера выявлять индивидуально-личностный паттерн человека, определять его типологические свойства, тип реагирования, эмоциональное состояние в момент обследования. Методика позволяет определить стрессовое состояние личности и дезинтеграцию.
Исследование с помощью цветового теста репрезентативных групп, объединенных одной профессией, позволило Собчик применить данную методику в дополнение к профориентационной диагностике.
В работе с детьми в возрасте от 6 до 11 лет как диагностической, так и коррекционной, можно использовать проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”, разработанный О.А Ореховой.
Тест разработан Ореховой на основе модели структуры личности и факте предпочтения эмоции как потребности.
Методической основой теста является цвето -ассоциативный эксперимент. Ребенок использует цвет для выражения своей эмоции. Эмоции представлены в виде “жильцов” домиков, которые ребенок раскрашивает, выбирая понравившейся ему цвет.
Тест позволяет провести диагностику:
- степени дифференцированности – обобщенности эмоциональной сферы;
- ценностных ориентаций ребенка, актуальности ценностей;
- предпочтений видов деятельности;
- личностные характеристики.
Также данная диагностика позволяет увидеть необходимые для коррекции эмоциональные блоки.
Процедура теста предполагает раскрашивание. Для проведения необходим ответный лист и 6 карандашей – синий, зеленый, красный, желтый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми по размеру и цвету. Можно использовать грифельные или восковые.
Тест включает 3 задания по раскрашиванию. В первом задании происходит простое ранжирование цвета, во втором ребенок закрашивает “домики”, где живут: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.
В третьем задании ребенок выбирает цвет “жильца” в “домик” самостоятельно. Домик нужно раскрасить в зависимости от того, что “ жилец там делает”.
Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается путем использования цвета и работы с ним. Упражнения с цветом являются важнейшим средством терапии во многих психотерапевтических направлениях, включая НЛП. Произвольность использования цвета дает ребенку возможность обозначить для себя негативные эмоции и объекты и абстрагироваться от них, создавая блок психологической защиты.
Данную методику можно использовать в серии развивающих и корректирующих занятий, игр и бесед, также ее можно применять при коррекции самооценки ребенка и при работе с легкими степенями аутичности.
Подробно эта методика описана в книге О.А Ореховой “Цветовая диагностика эмоций. Типология развития.”
(Приложение. Бланк 1 )
В работе школьного психолога часто можно столкнуться с запросом администрации выявить отношение школьников к учебной деятельности и предметам. В качестве дополнения к методикам
диагностики школьной мотивации и адаптации и к социометрии можно использовать цветовой вариант диагностики отношения к предметам Тест отношения к предметам (ТОП).
В процессе моей работы постепенно появлялись все новые и новые виды бланка этого теста. В бланк можно включать:
- школьные предметы;
- педагогов по предметам (без указания фамилии, имени, отчества, например “учитель математики”);
- учебные дни недели;
- названия референтных групп;
- фамилии учащихся (для социометрических данных).
Вариантов бланка теста также очень много, но наиболее удобен для обработки вариант, где не нужно вывешивать цветовую таблицу на доске, и где цветовые эталоны указаны на самом бланке. Единственное, что необходимо сделать это раскрасить квадраты в бланке цветами, максимально приближенными к люшеровским эталонам.
Обрабатывается диагностика в Exelle, подсчитывается количество положительных и отрицательных (негативных) цветовых выборов по каждому указанному в бланке параметру. Положительными мы считаем цвета: желтый, красный, синий, зеленый. Негативными считаем: фиолетовый, коричневый, серый и черный.
Далее на каждую группу параметров строятся диаграммы, в которых наглядно в процентном соотношении видно положительное или отрицательное отношение испытуемых к тому или иному параметру. Например, “положительное отношение к предметам”, “отрицательное отношение к педагогам” и т.д.
Глядя на диаграммы психологу легче сделать выводы по классам и дать рекомендации. В процессе работы тесту было дано название “Тест отношения к предметам” сокращенно ТОП.
Тест нагляден и информативен, быстр в проведении и не сложен в обработке. Упрощена инструкция к тесту. Она звучит так: “Выберите, какой цвет, по вашему мнению, подходит к тому или иному предмету (учителю, дню недели и т.д.) и поставьте галочку в нужном квадрате”.
Единственное, что может вызывать сомнение это надежность теста и валидность данных, но по опыту работы могу сказать, что результаты этого теста не противоречат наблюдениям и ситуации в том или ином классе.
(Приложение. Бланк 2 )
Соответственно, квадратики по горизонтали раскрашиваются в следующие цвета: красный, зеленый, синий, фиолетовый, желтый, черный, серый, коричневый. Раскрашивать можно в любом порядке.
По вертикали могут быть указаны любые интересующие психолога параметры: дни недели, названия референтных групп, фамилии одноклассников и т.п.
В завершении статьи хотела бы подчеркнуть, что тема цветовой диагностики и коррекции в психологии безгранична и многогранна. Могу только пожелать успеха и новых творческих открытий коллегам, работающим с цветовыми тестами!
Тревога - дитя эволюции
Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.