Библия о душе человека. Бессмертные ли дух и душа человека? Жизнь после смерти

Библия о душе человека. Бессмертные ли дух и душа человека? Жизнь после смерти

Смысл христианства в том, что люди имеют бессмертную душу. А значит земной жизнью наша жизнь не ограничивается. Но сатана посеял обман в души людей, что ваша жизнь здесь и сейчас. Ад и рай это сказки... В общем бери от жизни всё, а надоест такая жизнь, можно её и прервать.
Библия много раз говорит о бессмертной душе. Например Иисус отвечая садукеям в Марка 12:26-27 говорит: "А о мертвых , что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? [Бог] не есть Бог мертвых, но Бог живых . Итак, вы весьма заблуждаетесь." Бог явившийся Моисею, называет себя Богом людей, умерших сотни лет назад. При этом Христос даёт ясно понять, что эти люди живы для Бога.
В трёх евангелиях Марка 9, Луки 9 и Матфея 17 описано преображение Христа и как явились и беседовали с ним Моисй и Илия . Если нет бессмертной души, тело их умерло, воскресения ещё не было как это могло быть? Никак.
Обещание Христа распятому разбойнику "И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю ." (Лук.23:43). Прямо говорит о том, что этот человек сразу после смерти будет с Иисусом. "Ныне" не после воскресения, а "ныне". В тот же день. Что то же невозможно при отрицании души.
Известная притча о богаче и Лазаре в Луки 16:19-31 явно противоречит ереси, что ада нет и души нет. Для того, что бы обойти это место и как то назвать своё учение библейским придуман "ход конём". Типа это всё аллегория, не было ни богача, ни Лазаря. Давайте рассмотрим:
1) Автор данной книги имел определенную цель при написании:
"Это рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил,
4 чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен."
(Лук.1:3-4)
Можно ли узнать "твердое основание" из намёков? Нет. Значит Лука передавал те истины, в которых был уверен "по тщательном исследовании"
2) Эта притча не говорит о конкретных людях. Да, но и сказки Христос не рассказывал. В притче о благоразумном рабе, например, тоже нет конкретного лица. Однако Рассел сумел прочитать свою фамилию между строк. Почему я вспомнил Рассела? В интерпретации СИ это место звучит так: "Иисус рассказал притчу не имеющую ни чего общего с действительностью. Нет ни богача, ни Лазаря, ни ада, ни рая. Они оказывается даже не умерли. А скрежет зубов означает озлобленность фарисеев на Христа." Смотри 1)
Притча написана для иллюстрации того, что ожидает человека в зависимости от его поведения. Эти люди умерли и на земле были их могилы. Иначе как "Пошли Лазаря"? Богач понял почему он попал туда, но исправить не может ничего. Вот и рвётся предупредить братьев.
3) Контекст: в Новом Завете 7 раз говорится "там будет плач и скрежет зубов ". 4 раза упоминается "ад ". И "озеро огненное " 4 раза. А также много говорится о душе.
Подменять ясные библейские истины многословными не логичными цепочками не приводит к познанию Бога. А вот чтение и изучение Библии- единственное средство против лжеучений.

P.S.
"Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят ."
Это и происходит. Не смотря на

Душа
В Библии слово «душа» имеет различные значения. По мере развития библейского религиозно-философского мышления оно приобретало новый смысл.

I. В ВЗ душа обозначается древнееврейским словом нефеш – «дышащая», «воздыхающая»; в Синодальном переводе это слово (так же как и руах – дух) иногда передается как «дыхание» (сравните Иер 15:9 ; Иов 41:13 ). Под словом нефеш первоначально подразумевалась сущность человека, поддерживающая в теле жизненный процесс:
1) Из этого следует, что под душой в древнейшие времена понималось то начало, которое сообщает телу жизнь, постоянно поддерживает ее в нем;
2) а) В дальнейшем это слово применяется уже для обозначения самого живого существа (сравните → ) – как человека, так и животного (сравните Быт 1:20 ; Быт 2:7,19 ; Быт 9:10 ; Лев 17:11 ), – причем чаще всего оно встречается вместе со словом «живая». Таким образом, слово «душа» стало обозначать человека как такового, человека в целом (Быт 42:21 ; Быт 46:15 ; Чис 5:6 ; Иез 13:18 и следующие; смотрите также Быт 27:4,19,25,31 ; Чис 11:6 ; Ис 42:1 ; Плач 3:24 ). Выражение «душа моя» может выступать в значении «я» (Пс 41:2 ), что особенно ясно видно в тех случаях, когда человек молится о своем спасении (Пс 6:4 ; Пс 21:21 ). Слово «душа» может также иметь значение и «кто-то» (Быт 5:1,4 ; в Синодальном переводе – «если кто...»). Следовательно, и о мертвом человеке можно сказать как об умершей душе (Лев 19:28 ; Лев 21:11 ; Лев 22:4 ; Чис 6:6 ; Чис 9:6 ; в Синодальном переводе – «умерший», «мертвый»); б) выражения «душу мою», «душу его» и т.д. нередко имеют значение «себя», поскольку в древнееврейском языке возвратное местоимение отсутствует; в) если считать, что душа означает не только сущность, поддерживающую в человеке жизнь, но и человека в целом (→ ), то станет понятным смысл таких выражений, как «укреплять душу» (Пс 18:8 ; Пс 22:3 ), «хранить души» (Пс 96:10 ) или «сохранить душу» (Пс 120:7 ). В последнем случае очевидно тождество понятий «душа» и «человек в целом», которое показано с помощью обычного в библейском языке «параллелизма» – повторения одной и той же мысли в двух разных выражениях. «Человек в целом» подразумевается и тогда, когда говорится о том, что душа жаждет, алчет, насыщается (Пс 106:9 ; сравните с Пс 41:3 ; Притч 10:3 ; Притч 25:25 ), голодает, утомляется, скорбит (Притч 27:7 ; Иер 31:25 ) или подкрепляется (Плач 1:11,19 ), постится (Пс 68:11 ), отвращается (Чис 21:5 ; Иов 10:1 ) или оскверняется вкушением запрещенной пищи (Иез 4:14 ). Очевидно, что при этом подразумевается и весь человек, поэтому выражение «душой и телом» указывает не на разделение этих двух элементов, а на их целостность (сравните Пс 72:26 ; Пс 83:3 ; Откр 18:13 ). Даже после смерти о человеке говорится как о едином целом (Иов 3:17-19 ; Иов 10:21 и следующие; сравните 1Цар 28:11 и следующие о Самуиле);
3) Целостность личности предполагает тождество души и силы, формирующей жизненный процесс, то есть саму жизнь (сравните 3Цар 19:4 ). Эта жизнь находится в руках Божьих (Иов 12:10 ; Иез 18:4 ). Он может взять душа=жизнь, поэтому в случае угрозы для жизни люди опасаются за свою душу (Нав 9:24 ; в Синодальном переводе – «жизнь»; сравните Иез 32:10 ). Спасти душу означает вывести из опасности свою жизнь (Быт 19:17 ); уловить душу иногда означает убить кого-либо (Пс 55:7 ). Таким образом, утрата души – это не что иное, как смерть человека: душа умирает (Чис 23:10 ; Суд 16:30 ), ее истребляют (Быт 17:14 ), обрекают на смерть (Суд 5:18 ). Известно, что Соломон не просил себе душ врагов своих (3Цар 3:11 ). Человек порой не дорожит своей душой (Суд 9:17 ; в Синодальном переводе – «не дорожить жизнью»), но душа может быть и избавлена, спасена (Пс 6:5 ; Пс 33:23 ; Пс 114:4 ). Поэтому возвращение души означает продолжение человеческой жизни или ее возрождение (сравните 3Цар 17:21 – «душа отрока»); об угрозе для жизни может свидетельствовать и выражение «воды дошли до души моей " (Пс 68:2 ). Здесь, как и в предыдущих случаях, имеется в виду человек в целом. Об исходе души из тела в ВЗ говорится по-разному: например, в Иер 15:9 сказано, что умирающий «испускает дыхание» (в соответствии с тем, что душу связывали с процессом дыхания; сравните Быт 35:18 ), а в Пс 140:8 ; Ис 53:12 говорится, что душа «вытряхивается», т.е. исторгается силой (в Синодальном переводе это передано другими словами). Носителем «животной», т.е. «жизненной», души (нефеш ) считалась кровь (Быт 9:4 и следующие; Лев 17:11 ). Кровь даже приравнивается к душе (Втор 12:23 ), поэтому кровопролитие и употребление крови в пищу запрещены человеку; сравните «голос крови» (Быт 4:10 ). Другое библейское название души – нешама , т.е. «дающая дыхание». Согласно этому понятию, при сотворении человека душа была «вдунута» в него Богом (Быт 2:7 , в Синодальном переводе – «дыхание жизни»); душа является «светильником Господним» в человеке, она испытывает «все глубины его сердца» (Притч 20:27 , в Синодальном переводе – «дух»). Душа также именуется «дыханием Вседержителя» (Иов 33:4 ). Именно нешама , согласно древней иудейской традиции, является бессмертной и независимой от тела сущностью, в то время как нефеш связан с телом и подвержен смерти;
4) Душа человека трактуется и как орган чувств, при этом слово «душа» может быть заменено словом «сердце», которое будет иметь то же значение. Душа страдает (Быт 42:21 ), томится и радуется (Пс 83:3 ; Пс 85:4 ), мучается (Ис 53:11 ), любит (Быт 34:3 ; Песн 3:1-4 ), она нуждается в утешении и получает его (Пс 76:3 ; Пс 93:19 ), душа проявляет желания (Втор 12:20 и следующие; Мих 7:1 ), подвергается терзаниям и унынию (Иов 19:2 ; Пс 41:6 ), таит злые чувства или выражает их (Притч 13:2 ). Душа порой скорбит (Пс 118:81 ; в Синодальном переводе – «истаевает от скорби»), изливается (в слезах) (Иов 30:16 ), душа изливают пред Господом (1Цар 1:15 ). Иногда душа мыслит («говорит», 1Цар 20:4 ; в Синодальном переводе – «желает»), сознает (Пс 138:14 ) и волеизъявляет (Быт 23:8 ; в Синодальном переводе – «вы»);
5) Если душа обозначает данную Богом жизнь (Ис 57:16 , еврейское нешамот ; в Синодальном переводе – «дух и всякое дыхание»; Иер 38:16 ) и если она является результатом Божьего творения, значит ее существование неразрывно связано с Богом. Душа может оставаться здоровой и благополучной только в том случае, если она стремится к Богу, живет пред Ним (Быт 32:30 ; Пс 18:8 ; Пс 93:19 ); тогда и Бог защищает ее (Ис 38:17 ). Без Него душа тоскует, жаждет и алчет общения с Ним (Пс 41:3 ; Пс 62:2 ), томится по Нему (Пс 83:3 ), теряет покой (Плач 3:17 ), с Богом же она радуется (Ис 61:10 ) и утешается (Пс 76:3 ; Пс 93:19 ). Поэтому человеку надлежит полностью посвятить свою душу служению Богу, он должен всей душой искать Бога (Втор 4:29 ) и любить Его (Втор 6:5 ; Втор 10:12 ). Душа призвана благословлять, т.е. восхвалять, Господа (Пс 102:1,22 ; Пс 103:1,35 ), а человеку следует чутко внимать своей душе (Нав 23:11 ). Независимо от того, воспринимается ли слово «душа» в значении телесной или духовной жизни пред Богом, оно всегда подразумевает не какую-либо одну сторону человеческого существования, а всего человека в его жизни пред Господом.

II. В НЗ:
1) а) Здесь встречаются все известные в ВЗ понятия души [греческое псюхе ]. Душа является силой, поддерживающей жизнь (Деян 20:10 ; Откр 8:9 ) и означает саму жизнь (Мф 2:20 ; Мф 20:28 ; Ин 10:11,17 ; в Синодальном переводе – «жизнь»; Деян 15:26 ; Рим 11:3 ), которую Бог дает человеку и возвращает к Себе (Лк 12:20 ). Человек может любить свою душу (Откр 12:11 ) или ненавидеть ее (Ин 12:25 ), заботиться или не заботиться о ней, дорожить ею (Мф 6:25 ; Лк 12:22 ; Деян 20:24 ). В НЗ, как и в ВЗ, душа олицетворяет человеческую личность (Деян 2:41 : «душ около трех тысяч»; 1Пет 3:20 ; сравните Мк 3:4 ; 1Кор 15:45 : «душа живущая»); слово душа также употребляется в смысле «кто-то» или «всякий» (Деян 2:43 ; Рим 13:1 ); б) в НЗ, как и в ВЗ, душа воспринимает и чувствует: она скорбит и возмущается (Мф 26:38 ; Ин 12:27 ), бывает охвачена страхом и стеснением (Деян 2:43 ; Рим 2:9 ), раздражается (Деян 14:2 ; в Синодальном переводе – «сердца»), колеблется (Деян 15:24 ) и мучается (2Пет 2:8 ); душа может также и лелеять желания (сравните Лк 12:19 ; Откр 18:14 ). В НЗ, как и в ВЗ (Ис 1:14 ; Ис 42:1 ), говорится о душе Божьей (Мф 12:18 ; Евр 10:38 ); в) однако здесь в еще большей мере от человека требуется, чтобы он, как создание Творца, полностью руководствовался волей Божьей и возлюбил Его «всею душою» (Мф 22:37 ). Душа в НЗ также имеет двойное значение, подразумевая человека в его бренном существовании и в его подвластной воле Бога будущей жизни, над которой не властна смерть (сравните → , II). В этом смысле душа – это самое ценное, чем располагает человек (Мф 16:26 ). Душа, а значит, и человек в целом должна жить в согласии и в послушании своему Творцу и Господу (Мк 12:30 ; Лк 10:27 ; Еф 6:6 ). Если человек поступает вопреки этому, то Бог может «погубить» его душу (Мф 10:28 ), т.е. лишить его будущей жизни. Человек часто вредит своей душе (Мф 16:26 ), которая подвержена искушениям и поддается им (1Пет 2:11 ; 2Пет 2:14 ), но Бог желает, чтобы она спаслась (Иак 1:21 ; Иак 5:20 ; сравните 1Пет 1:9 ). Бог – Создатель души (1Пет 4:19 ), Он знает ее и призывается ею во свидетельство (2Кор 1:23 ), Он хочет очистить ее (1Пет 1:22 ). Христос – ее Пастырь и Блюститель (1Пет 2:25 ), желающий дать ей покой (Мф 11:29 ). Его ученики призваны заботиться о душах людей (2Кор 12:15 ; Евр 13:17 ; 3Ин 1:2 ). Человек всегда подвержен опасности потерять душу, если в своем желании сберечь ее исходит только из опыта земной жизни (Мф 10:39 ; Мф 16:25 ; Мк 8:35 ;
2) а) Душа отличается от духа [греческое пневма ] (1Фес 5:23 ) в том случае, когда человеческий дух понимается как сила, действующая посредством мышления и волеизъявления, в отличие от души как силы, поддерживающей жизнь, и как органа восприятия. В Евр 4:12 говорится о разделении души и духа, осуществляемом Словом Божьим. Наше мышление воспринимает скрытые, исходящие из глубины души намерения, которыми человек подсознательно руководствуется. В 1Фес 5:23 указывается, что и дух, и душа нуждаются в освящении, дабы подвигнуть человека к восхвалению Бога и служению Ему (сравните Лк 1:46 и следующие); б) о различии между душой и духом говорится и в 1Кор 15:44 и следующие, где душа обозначает сущность «перстного», т.е. земного, человека, отделенного грехом от Бога и поэтому обреченного на тление, в отличие от «небесного Адама», живущего духом и названного «духом животворящим» (1Кор 15:45 ). «Духовный» и «душевный» в данном случае – синонимы «небесного» и «перстного». Противопоставление «первого Адама» «второму» восходит к двум различным рассказам о сотворении человека, в первом из которых человек создается «по образу и подобию Бога», а во втором – «из праха земного» (Быт 1:26,27 ; Быт 2:7 ). В течение земной жизни душа полностью объединена с телом, т.е. с плотью, которая может подчинить себе душу и властвовать над ней (1Пет 2:11 ). Если подобное происходит с человеком, то чрево становится его богом, а крест Христов – врагом (Флп 3:18 и следующие). Божье освящение почиет на душу как на сущности, в наибольшей степени определяющей человеческую жизнь. Именно тогда человек переживает свое возрождение. Неосвященный человек ничего не принимает от Духа Божьего, ибо им управляет по-земному настроенная душа (1Кор 2:14 ; сравните с Ин 14:17 );
3) О том, что происходит с душой после смерти, в Писании говорится по-разному. Если учесть, что душа часто обозначает всего человека, становится ясно, что Библия не знает изобретенного философией и представленного в некоторых религиях понятия души как таковой, т.е. независимо от образа определенного человека. Это убедительно показано в 1Фес 5:23 , где говорится о сохранении человека во всей целостности духа, души и тела. Не только тело, но и душа нуждается в спасении и искуплении, и перед престолом Божьим предстают не только душа, но и люди в целостности их душ и тел (Откр 20:12,13 ). Для объяснения того, что происходит с душой после смерти, наших понятий и представлений оказывается недостаточно. Но как в ВЗ, так и в НЗ умершему человеку приписывается некое существование. Тем, кто не хранил заповедей Божьих, предстоит, расставшись с плотью, отправиться в царство мертвых (сравните Ис 14:9-11 ; Лк 16:22,23 ; → , II), пока их не призовут на последний (Страшный) суд по Втором пришествии Христа. Тем же, кто умирает в вере и послушании воле Божьей, обетовано общение с Богом (Лк 23:43 ; сравните Флп 1:23 ), и они не предстанут пред Его судом. То, что и в НЗ сохраняется представление о крови как о носителе души, подтверждается в Откр 6:9 , где говорится о душе мучеников у престола Божьего: они находятся там, куда, согласно ВЗ, стекается кровь жертв. Поскольку все они отдали свою жизнь за Бога, то она не потеряна, а сохранена. Но и здесь душа существуют не как некие абстракции, отделенные от своих телесных обликов, а предстают в новых телах, которыми их наделяет Божий Дух (сравните → ).

Спрашивает Ludmila
Отвечает Василий Юнак, 04.02.2013


Ludmila пишет: "Откуда "приходит" душа при рождении человека и куда она "уходит" после его смерти?"

Люди, которые не желают в точности принимать Библейское учение, а смешивают его с различными философиями, рано или поздно попадают в тупик. Один из тупиков, в который попало христианство, это учение о бессмертии души. Причем, для того, чтобы хоть как-то найти ответ, не отказываясь от этого учения, такие запутавшиеся богословы начинают смешивать понятия. Вот и этот вопрос оттуда же. Нет, я не имею ничего против Вас, Сестра Людмила. И не имею ничего против множества других христиан, не имеющих ничего общего с теми горе-богословами, о которых я вспомнил. Просто я думаю о множестве христиан введенных в заблуждение теми, кто упорствует в попытках смешать Божье Слово с учением человеческим.

Итак, чтобы ответить на этот вопрос, его надо разделить на две совершенно разные части. То есть, отделить истину от заблуждения, которые в этом вопросе смешались. (1) Что "приходит" в человека в момент рождения и "уходит" из него в момент смерти? и (2) Что такое "душа" в Библии и чем она отличается от "духа"?

1. Есть стандартное понятие в христианстве, что в момент смерти некая субстанция человека, какая-то составная часть его, отделяется от тела и уходит куда-то, чтобы существовать вечно, а все остальное умирает. Эту часть называют душой. После смерти душа якобы попадает в рай, ад или чистилище (все зависит от конфессиональной принадлежности христианина), она испытывает мучения или наслаждения, она может общаться с другими душами и существами... Вот такое представление имеется у многих людей. Оно поддерживается разного рода проповедниками и священнослужителями. Но большинство людей даже и не подозревает, что все это СОВЕРШЕННО ПРОТИВОРЕЧИТ УЧЕНИЮ БИБИЛИИ!

Во-первых, Библия вовсе НЕ учит о том, что человек состоит из трех частей. Библия вообще НЕ говорит об устройстве человека. Семитское мышление, в отличие от греческой философии, никогда не вникало в структуру вещи, а уделяло основное внимание значению вещи. Но даже те немногие места, которые говорят о строении человека, о его рождении, жизни и смерти, не позволяют считать, что в человеке есть какая-то бессмертная часть, могущая существовать вне самого человека или его тела. Всякие трансформации жизни, будь то бессмертие, перевоплощение, или еще что-либо - это не из Библии, и не от семитских религий, а пришедшее извне, из восточных и западных философий и религий.

Библия учит о том, что Бог сотворил человека по образу Своему из праха земного, а потом вдохнул в его ноздри дыхание жизни, и в этот момент человек СТАЛ живой душой: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (). Да, есть тексты в Библии, которые якобы показывают "тройственность" человека: "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (). Но этот же текст, если воспринять его буквально, противоречит тому самому расхожему мнению об отделении тела от души и духа, потому что он говорит о "целости" и "полноте", о сохранении всех трех компонентов вместе.

2. Таким образом, под словом "душа" в Библии подразумевается либо весь живой человек (равно как любое другое животное), либо "душа" еще употребляется в смысле "чувства человека", когда речь идет не о физическом устройстве, а о восприятиях человека. В этом смысле "дух" уже не просто "дыхание", а "разум" человека. Библия это определяет так: "Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе" (). "Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия" (). Итак, под духом подразумевается разум и знание человека. Душа, с другой стороны, это чувства и похоть.

"Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов" (). Душа в данном случае олицетворяет греховные наклонности, а дух - праведные побуждения. То же самое мы видитм и в других текстах: "Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое" (). "Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа" (). Как видите, оказывается душа и дух могут быть несовместимыми в человеке. И это верно, если мы понимаем их не как составляющие человека, а как его состояние: "сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное" (). "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне" ().

Добавлю к сказанному еще несколько текстов:

"И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло" (). "доколе еще дыхание мое во мне и дух Божий в ноздрях моих" (). - Эти тексты говорят о том, что дух в человеке равен дыханию.

"И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони" () - Единственный текст в Библии, говорящий о "выходе" души из человека во время смерти. Но при тщательном анализе оказывается, что это просто означает окончание жизни, а не отделение некоей субстанции.

"А человек умирает и распадается; отошел, и где он?" (). "Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, - вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах" (). "Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его" (). "отнимешь дух их - умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой - созидаются" (). Эти тексты еще раз показывают, что к Богу возвращается не душа, а дух, то есть дыхание. А душа, то есть разум, чувства, мысли - умирает и исчезает.

Читайте еще по теме "Смерть, рай и ад, душа и дух":

Что такое душа?

Что такое душа и может ли человеческая душа умереть? Есть ли разница между душой и духом, а также откуда берёт своё начало церковное учение о душе как о бессмертной не материальной субстанции?

Душа

Определение. В Библии словом «душа» переводится еврейское слово не́феш и греческое слово психе́. Из того, как эти слова употребляются в Библии, видно, что под душой подразумевается человек или животное, а также жизнь человека или животного. Однако многие считают, что душа - это не материальная, духовная часть человека, которая продолжает жить после смерти физического тела. Некоторые понимают под душой жизненное начало. Но Библия не поддерживает такие взгляды.

Как слово «душа» употребляется в Библии?

Быт. 2:7: «Иегова Бог образовал из земной пыли человека и вдунул в его ноздри дыхание жизни, и человек стал живой душой». (Обратите внимание, здесь не говорится, что человеку была дана душа, а сказано, что он стал душой, то есть живым существом.)

(Словом «душа» здесь переведена форма еврейского слова не́феш. В СП, ПАМ, Шф - «душа»; в СоП, Тх, СмП - «существо».)

1 Кор. 15:45: «Так и написано: „Первый человек Адам стал живой душой“. Последний Адам стал духом, дающим жизнь». (Как видно, в Христианских
Греческих Писаниях о душе говорится то же самое, что и в Еврейских Писаниях.)

(Словом «душа» здесь переведена форма винительного падежа греческого слова психе́. В СП, ПЕК, СРП, ВоП - «душа»; в СоП, РВ - «существо».)

1 Пет. 3:20: «В дни Ноя… немногие, то есть восемь душ, были спасены через воды». (Словом «души» здесь передано греческое слово психе́, стоящее во
множественном числе. В СП, РВ, ПЕК, СРП, ВоП - «душа»; в СоП, СмП - «человек».)

Быт. 9:5: «Я взыщу и за кровь ваших душ [форма еврейского слова не́феш; «кровь вашей жизни», Тх]». (Согласно этому стиху, у души есть кровь.)

Иис. Н. 11:11: «Они поразили острием меча все души [евр. не́феш], которые в нём были». (Если душу можно поразить мечом, значит, она не является некой духовной субстанцией.)

Где в Библии говорится о том, что животные - души?

Быт. 1:20, 21, 24, 25: «И сказал Бог: „Пусть воды закишат множеством живых душ…“ И Бог сотворил огромных морских чудовищ и всякую двигающуюся живую душу, которыми кишат воды, по их родам, и всякое крылатое летающее создание по его роду. […] И сказал Бог: „Пусть земля произведёт живых душ по их родам…“ […] Бог создал земного зверя по его роду, домашнее животное по его роду и всякое земное двигающееся животное по его роду». (Евр. не́феш. В СП - «душа»; в Тх, ПД - «существа».)

Лев. 24:17, 18: «Если человек убьёт человеческую душу [евр. не́феш], он непременно должен быть предан смерти. А тот, кто убьёт душу [евр. не́феш]
чужого домашнего животного, должен возместить ущерб, душу за душу».

(Заметьте, что еврейское слово, которое переводится как душа, применяется и к
людям, и к животным.)

Отк. 16:3: «[Море] превратилось в кровь, как кровь мертвеца, и всякая живая душа, которая была в море, умерла». (Как видно, в Христианских Греческих Писаниях животные тоже называются душами.)

(Греч. психе́. В ВоП, ПРБО, СРП в сноске - «душа»; в СП, ПЕК - «[всё] одушевлённое»; в СоП, РВ, СмП - «[всё] живое».)

Признают ли исследователи, которые не являются Свидетелями Иеговы, что слово «душа» в Библии имеет то значение, о котором говорилось выше?

«Человек рассматривается в Библии как единое целое. Здесь ничего не говорится о бессмертной душе, запертой в тленное, греховное тело. […] Встречая в Ветхом Завете слово „душа“, мы должны понимать, что там оно означает всего человека.

[…] В Новом Завете слово „душа“ употребляется в сходном смысле и означает „человек“» (Библейская энциклопедия. М.: Российское библейское общество, 1996. С. 145).

«Слово nepeš [не́феш] в Ветхом Завете никогда не обозначает „бессмертную душу“, это просто жизненное начало или живое существо. Это можно видеть в
стихах Быт. 1:20, 21, 24, где nepeš с прилагательным («живая») указывает на животных и переводится как „душа живая“.

Тот же самый еврейский термин встречается затем в рассказе о сотворении человека в Быт. 2:7… […] Слово nepeš с прилагательным „мёртвый“ означает мёртвого человека, труп (Чис. 6:6). […] Еврейское мышление не допускает существование nepeš без тела. […] В Новом Завете слову nepeš соответствует слово psychē [психе́]» (Евангельский словарь библейского богословия. СПб., 2000. С. 294-295).

«В[етхий] З[авет] не признаёт за д[ушой] самостоятельного существования вне тела. Ни один текст не говорит отчетливо о существовании д[уши] ни до рождения человека, ни после его смерти. […] Слова д[уша] и тело… [в Новом Завете] всегда обозначают не разные „части“ человека, а всего человека в его различных аспектах» (Католическая энциклопедия. М., 2002. Т. 1. Стб. 1729-1730).

Может ли человеческая душа умереть?

Иез. 18:4: «Все души принадлежат мне. Как душа отца, так и душа сына принадлежат мне. Душа, которая грешит, та умрёт». (Евр. не́феш. В СП, ПАМ,
Тх - «душа». В СоП: «Тот, кто грешит, тот и умрёт».)

Матф. 10:28: «Не бойтесь тех, кто убивает тело, но не может убить душу [жизнь], а лучше бойтесь того, кто может погубить в геенне и душу и тело».

(Словом «душа» здесь переведена форма винительного падежа греческого слова психе́. В СП, СоП, РВ, СмП, ПЕК, СРП, ВоП тоже стоит слово «душа».)

Деян. 3:23: «Всякая душа [греч. психе́], которая не послушает того Пророка, будет истреблена из народа».

Есть ли разница между душой и духом?

Эккл. 12:7: «Тогда прах возвратится в землю, где он и был, а дух [жизненная сила; евр. ру́ах] возвратится к истинному Богу, который его дал».

(Заметьте, что словом «дух» переведено еврейское слово ру́ах, а не слово не́феш, которое переводится как душа. Сказанное здесь не означает, что после смерти человека дух в буквальном смысле летит через пространство к Богу.

Смысл этого стиха в том, что теперь всякая надежда на будущую жизнь для человека зависит от Бога.

Для примера: если человек не вносит плату за приобретённую им недвижимость, то эта недвижимость «возвращается» к прежнему владельцу.) (В СП, ПАМ, СоП, ПД, Тх, СмП - «дух». В Дк - «дыхание».)

Эккл. 3:19: «Ведь у людей, как и у животных, один конец. Как одни умирают, так умирают и другие. У всех один дух [евр. ру́ах]». (Значит, как у людей, так и у животных один и тот же дух - ру́ах).

Евр. 4:12: «Слово Бога живо и действенно и острее всякого обоюдоострого меча, оно проникает настолько глубоко, что разделяет душу [греч. психе́с] и дух [греч. пне́уматос], суставы и костный мозг, и распознаёт мысли и намерения сердца».

(Обратите внимание, что для слов «душа» и «дух» используются разные греческие слова.)

Что происходит, когда дух покидает тело?

Пс. 146:4: «Выходит дух [форма еврейского слова ру́ах] его, и он возвращается в свою землю. В тот день исчезают его мысли».

(Когда дух человека покидает тело, всякая мыслительная деятельность прекращается, а значит, под духом не подразумевается некая субстанция, которая продолжает жить после смерти тела. Смотри также Псалом 104:29.)

Откуда берёт свое начало церковное учение о душе как о бессмертной не материальной субстанции?

«В после апостольской Церкви представления о душе складывались под влиянием греческой философии» (Теологический энциклопедический словарь. М., 2003. С. 422).

«Лишь после соприкосновения с греч[еской] культурой у евреев начало формироваться учение о д[уше] как автономном факторе и даже о её бессмертии.

[…] В античности концепции д[уши], оказавшие наибольшее влияние на последующую мысль, принадлежат Платону и Аристотелю» (Католическая
энциклопедия. Т. 1. Стб. 1729-1730).

«В Средние века иудейское учение о душе вобрало в себя неоплатонические и мусульманские концепции. […] Диалоги Платона оказали значительное влияние и на христианских теологов. Некоторые из них обращались к наследию Платона, формулируя понятия… бессмертия души» (Кон-Шербок Д., Кон- Шербок Л. Иудаизм и христианство. М., 1995. С. 63, 164).

«„Скажи, как мы рассудим: смерть есть нечто?“ […] „Не что иное, как отделение души от тела, верно? А „быть мёртвым“ - это значит, что тело, отделённое от души, существует само по себе и что душа, отделённая от тела,- тоже сама по себе?..“

[…] „Но ведь душа не принимает смерти?“ - „Нет“.- „Значит, душа бессмертна? - „Бессмертна“» (Платон. Федон // Философы Греции. М.; Харьков, 1999. С. 131, 184-185).

«Вавилонские богословы уделяли большое внимание вопросу бессмертия. […] Ни простой народ, ни религиозная элита не допускали и мысли о возможности полного исчезновения того, что однажды появилось на свет. Смерть была переходом к другой жизни» (Jastrow M., Jr. The Religion of Babylonia and Assyria. Бостон, 1898. С. 556).

Жизнь самый дивный дар

Мы употребляем это слово в различных значениях, например, "чего душа пожелает", или "душа болит" и пр. Многие христиане верят, что в момент смерти душа возносится на небо. Однако Библия свидетельствует о другом. Что же такое человеческая душа и какова ее участь?

Греческие мыслители провозглашали, что тело имеет материальную природу, а душа - нематериальную. Они верили, что эти два элемента соединяются только на период земной жизни человека, и хотя в момент смерти физическое существование прекращается, душа никогда не умирает.

Однако, согласно Священному Писанию, душа - не составная часть человека, а человек вообще. "Человек" и "душа" - это два отдельных слова для обозначения одного и того же понятия. В Библии слово "душа" впервые встречается в книге Бытие, где оно используется для определения первого человеческого существа: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице Его дыхание жизни, и стал человек душею живою". Быт. 2:7. Некоторые считают, что словом "душа" назван только человек. Однако выражение "душа живая" используется также для обозначения животных: "И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую... да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов, и зверей земных по роду их". Быт. 1:20-21,24. А поскольку люди и животные имеют одно "дыхание", то "участь сынов человеческих и участь животных - одна; как те умирают, так умирают и эти". Еккл. 3:19. В Библии говорится, что "душа согрешающая, она умрет..." Иез.18:20.

Согласно Бытие 7:23, потоп уничтожил "всякое существо": "от человека до скота, и гадов, и птиц небесных". Итак, душа - живой организм, оживотворенный Божественным дыханием. Когда дыхание жизни возвращается к Богу в момент смерти, душа умирает.

Итак, в Библии слово "душа" означает не часть человеческой природы, и тем более не ее бессмертную часть, а человек в целом. С наступлением смерти существование каждого человека (души) прекращается. Последние научные открытия также подтверждают, что тело и разум настолько неимоверно сложно и тесно связаны между собой, что нельзя даже представить себе, как выглядело бы существование человека вне тела.

Согласно Божьему замыслу, люди должны были быть бессмертными. Однако это не означает, что мы обладаем врожденным бессмертием. Библия учит, что душа может умереть; когда жизнь человека близится к концу, он умирает. Смерть - это следствие греха: "Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Римл. 5:12). Мы смертны, однако сердце каждого подсказывает, что когда-то было по-другому и со временем все изменится. Священное Писание утверждает: "Дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем!" (Римл. 6:23). Она начинается с момента воскресения мертвых во время Второго Пришествия Христа (1 Фес. 4:14-17). Наше существование обретет особенный смысл, достигнет своей полноты только в вечности.

Человек - "душа живая", во многом ограничена, смертна и зависима от Бога, Который дает жизнь. Однако она и исключительна. Будучи живыми существами, мы имеем возможность неограниченного существования. Слово "душа" говорит об огромной ценности каждой человеческой жизни. Библия дает понять, что Христос умер бы на Голгофском кресте даже ради одной души (см. Иоан. 3:16). Посему говорить о душе - значит говорить о конкретном человеке, сыне или дочери Бога, гражданине Неба, кандидат в Вечное Царство.




Top